Корзина
Пока пусто
 

Северная дамба финского залива


Куда приезжать и где оставлять автомобиль на дамбе?

Опубликовано: 21.12.2017

Дорога, проходящая по дамбе, является автомагистралью. Остановка не безопасна, и запрещена правилами дорожного движения. Однако многих это не останавливает. В сезон ловли корюшки вся правая полоса южной ветки дамбы от тоннеля просто забита автомобилями.

Тут начинается чехарда с эвакуаторами. Причем доходит до абсурда: Эвакуаторы приходят колонной и выдергивают автомобили из общей массы. Чем они при этом руководствуются – я не знаю. Возможно, удобством погрузки авто на платформу, или какими-то особыми приметами. А комичность ситуации состоит в том, что на освободившиеся места тут же встают новые автомобили. Россия-матушка! Русская рулетка!

Я не рекомендую Вам поступать таким образом. Рыбалка должна приносить исключительно удовольствие и положительные эмоции. Только представьте себе ситуацию. Возвращаетесь со льда, уставшие, замерзшие, голодные, с одной только мыслью – поскорее прыгнуть в автомобиль и врубить печку на полную катушку. А там, чик-вжик, и вы уже дома, после горячего душа медитируете на кружку пенного или стопку беленькой, вспоминая свое ледяное приключение. И тут, на тебе. Машина то - тю-тю. Я даже не могу представить деепричастные обороты, которые могут возникнуть у меня в голове.

Итак, давайте рассмотрим по порядку места, где можно оставить автомобиль, и вернувшись найти его на том же месте. Будем рассматривать дамбу с севера на юг.

Портопункт Горская

Заезд с приморского шоссе через заправку Шел. Дорога проходит мимо КПП, который давно не действует. На всякий случай есть запасной вариант – грунтовая дорога, идущая из Лисьего Носа вдоль железнодорожного полотна. На сколько я помню по прошлым годам - порт зимой не используется.

Наличие фарватера и водопропускного шлюза делают район Портопункта Горская достаточно перспективным местом для рыбалки. Лед в Горской образуется одним из первых. Стоит всю зиму. Его не ломает и не отрывает и сходит он одним из последних на акватории.

Предостерегаю подходить близко к водопропускным шлюзам. В них постоянно присутствуют течения, которые подмывают лед. Вода в самих створах никогда не замерзает. Будьте предельно внимательны, подходя к ним.

Судопропускное сооружение С2 "Горбатый мост"

Возможные места стоянок перекрыты бетонными блоками. Во все стороны стоят знаки - остановка запрещена, работают эвакуаторы. Теперь автомобиль оставлять тут нельзя.

Как сообщают в дирекции КЗС, закрытие стихийных парковок продиктовано требованием закона. Брошенные в неположенном месте машины угрожают безопасности дорожного движения и блокируют съезды к объектам дамбы.

«Мы твёрдо стоим на своём решении и надеемся на понимание со стороны рыбаков», - сообщили в КЗС.

Это культовое место для жителей северного берега Финского залива. Именно в этом месте есть автомобильный разворот. Развернуться можно как с севера, так и в обратном направлении.

Машину можно оставить вдоль разворота, на обочине. Можно запарковать на асфальтированных треугольниках перед надземным пешеходным переходом. С внутренней стороны кольца так же имеется место под стоянку.

Машин зимой здесь не сильно много. Неоспоримое большинство зимних рыбаков на дамбе – это корюшатники. В свете последних лет корюшка стала посещать северную ветку дамбы неохотно. Конечно, остались «секретные маршруты» ее прохождения. Но в основном своем большинстве тут корюшка мелкая. И, вслед за корюшкой, рыбаки стремятся на южную дамбу.

Дорога на 1-ый Северный форт

Заезд от автобусной остановки, с кронштадтского шоссе. Машину можно оставить как на самой дороге на форт, так и подъехать непосредственно к форту. Дорога грунтовая и зимой накатываются приличные колеи. Лишний раз лучше не геройствовать и пройти лишние 100 метров пешком.

Акватория слева и справа от дороги не отличается глубинами. Фоновая глубина от силы 1,5 метра. Места заболочены. Зимой можно успешно ловить щуку на жерлицы.

Стоянка «у кладбища» и форта Шанец

Небольшая стоянка у городского кладбища. Пользуются популярностью у корюшатников, направляющихся на большие глубины в сторону форта «ОБРУЧЕВ». Тропинка проходит через кладбище.

Если проехать дальше по шоссе, то оно упрется в парковку, расположенную у мортирной стены форта «Шанец». Место удобно тем, кто идет на банки к маяку Толбухин или корюшатникам, идущим к фарватеру южного створа.

Гавань Базы Литке

На берег гавани можно проехать вдоль забора паромно-перегрузочного терминала, оставляя АЗС с левой стороны. Мест для машин не очень много. Гавань пользуется популярностью у корюшатников. Здесь всегда обеспечены два фактора успеха – глубина и течение.

Судопропускное сооружение С1. Стоянка у тоннеля

Стоянка на южной стороне дамбы заблокирована бетонными блоками на сторону моря.

Стоянка у тоннеля – это рыболовная мекка. Машины тут есть всегда. В любое время года, в любую погоду, в любой сезон тут присутствуют рыбаки, ища свое рыбацкое счастье. Стоянка разделяется дорогой на две части. С внешней стороны кольца – это довольно небольшой треугольник с выходом надземного перехода и кусочек обочины.

На обочину парковаться крайне не советую. Все рыбаки, идущие на лед, пройдут между этих припаркованных машин. Ящики, сани, ледобуры – все это на 100% оставит память на лакированных бортах вашего железного коня. А пройдут все! Ведь там, со стороны моря корюшки больше, она крупнее и жирнее.

С внутренней стороны кольца так же площадка у выхода с надземного перехода и стоянка с грунтовым покрытием. Машин на эти стоянки набивается по самое не балуй. Если у Вас есть желание приехать сюда за корюшкой, то ехать надо ранним утром. В 6-ть часов утра на стоянке уже плотно, а к 7-и вы просто не найдете места.

Особенность парковки в этом месте – как шпроты в банке. Не стоит удивляться, если придя к своему автомобилю вы обнаружите его запертым со всех сторон в три ряда. Учитывая эти особенности можно сделать вывод – если ехать на это место, то приезжать надо ранним утром с целью провести на льду весь световой день. Если решите поступить таким образом – не забудьте взять с собой фонарь. Светать начнет только к 9-и.

Порт Бронка

Со стороны города подход к воде по правой стороне порта «Бронка». Так же можно оставить автомобиль в островке безопасности, обнесенном металлическими заграждениями. Этот островок можно обнаружить, если выезжать на КАД со стороны Бронки. Дальше путь рыбаков лежит вдоль дороги, через водопропускной шлюз, на городскую сторону.

В Бронке со стороны моря так же есть подъезд к воде. Но эта стоянка не пользуется большой популярностью, т.к. идти до рабочих глубин приходится приличное расстояние.

Теперь вы знаете, куда приезжать и где оставлять автомобиль на дамбе. В заключение хочу сказать, что меня очень печалит сложившееся отношение к рыбакам. Уж могли бы сделать нормальные стоянки, коли место настолько популярно. Причем делать особо ничего не надо. Вдоль КАД-а по дамбе со стороны города идет старое, хорошо заасфальтированное временное шоссе. Нужно просто организовать к нему съезды и проблема с парковками будет решена.

Поделиться:

комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

 

Официально дамба в Финском заливе называется «Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений». По ней проходит участок кольцевой автомобильной дороги (КАД). Каждый раз, бывая в Санкт-Петербурге, я с удовольствием проезжаю по ней. Можно сказать, что она для меня — одно из «мест силы» в Северной столице.

КАД. Впереди — дамба (зум)

Санкт-Петербург с момента своего основания страдал от нагонных наводнений. Всего было зафиксировано 305 подъёмов воды, из которых три считаются катастрофическими, когда вода поднялась более чем на три метра. Самое разрушительное из них, хорошо известное нам по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник», произошло 7 (19) ноября 1824 года. Тогда вода поднялась на 3,67 метров над ординаром. Над кронштадским футштоком есть соответствующая отметка. Так что строительство защитного сооружения было насущной необходимостью.

Иллюстрация Александра Бенуа к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Первый проект, разработанный инженером Пьер-Домиником Базеном (1786-1838) сразу после наводнения 1824 года, был признан в то время технически неосуществимым. Позднее появлялись и другие разработки. В 1965-1977 годах в Ленинградском отделении института «Гидропроект» под руководством С.С.Агалакова были разработаны Технико-экономическое обоснование защиты Ленинграда от наводнений и Технический проект комплекса защитных сооружений. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 745 «О строительстве сооружений защиты Ленинграда от наводнений» от 02 августа 1979 года дало «зеленый свет» строительству комплекса.

Однако в конце 1980-х — начале 1990-х годов строительство защитных сооружений затормозилось. Отдельные горячие головы предлагали даже разрушить уже построенное, ссылаясь на вероятные экологические проблемы, которые может оказать дамба на Финский залив и Невскую губу. Тем не менее, все трудности удалось преодолеть, и строительство было продолжено.

32 года спустя после начала работ, 12 августа 2011 года состоялась официальная церемония ввода в эксплуатацию комплекса защитных сооружений. Одновременно было открыто сквозное автомобильное сообщение. Уже 28 ноября 2011 года комплекс впервые был использован по прямому назначению, защитив Санкт-Петербург от очередного наводнения.

Панорама защитной дамбы в Финском заливе. Вид с Приморского шоссе. На переднем плане — форт «Тотлебен»

Немного технической информации. Дамба защищает Санкт-Петербург и Кронштадт  от сгонно-нагонных явлений при подъёме воды до 4,2 метра выше ординара. Общая длина сооружения составляет 25,4 километра, из которых 22,2 километра проходит по акватории. Высота дамбы составляет 6,4 метра над средним многолетним уровнем воды, верхняя отметка волноотбойной стенки — 7,5 метров. Комплекс состоит из 11 защитных дамб (Д-1 — Д-11), 6 водопропускных сооружений (В-1 — В-6), двух судопропускных сооружений (С-1 и С-2) и шестиполосной автомагистрали Кольцевой автомобильной дороги Санкт-Петербурга (А-118 СПб КАД). Трасса проходит по гребню защитных дамб, спускается в туннель, над которым проходит южный фарватер (С-1) и поднимается на мост, под которым проходит северный фарватер (С-2).

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Защитные дамбы имеют трапецевидную форму. Ядро дамбы состоит из песчаного грунта и моренного суглинка. Боковые откосы укреплены щебнем и скальными породами. Со стороны Финского залива дамба укреплена сильнее, чем со стороны Невской губы — чтобы выдержать мощный удар нагонной волны. Минимальная ширина дамбы по гребню составляет 30 метров, а ширина в основании достигает 80 метров. Гребень дамбы идет на высоте 6,5 метров над уровнем моря.

Устройство защитной дамбы

Водопропускные сооружения смотрятся очень внушительно. Всего их шесть. Они уменьшают негативное влияние защитных сооружений на гидрологический режим акватории Невской губы и Финского залива. Эти сооружения имеют от 10 до 12 водопропускных пролетов шириной 24 метра и глубиной от 2,5 до 5 метров. Масса сегментных затворов, которые в случае наводнения опускаются, перекрывая водопропускные секции, составляет 280 тонн каждый. Они способны пробивать лед толщиной до 60 сантиметров.

Водопропускные сооружения

Водопропускные сооружения

Водопропускные сооружения (зум)

Водопропускное сооружение В-3 . Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Южный фарватер проходит над туннелем. Это судопропускное сооружение С1, предназначенное для пропуска морских судов в течение всего года. В случае наводнения оно закрывается двумя сегментными плавучими затворами-батопортами.

Въезд в тоннель под южным фарватером

Самая низкая точка тоннеля расположена на отметке минус 28 метров. Длина тоннеля составляет 1961 метр.

Тоннель под южным фарватером

Судопропускное сооружение С1 с сегментными плавучими затворами — батопортами. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

Дорога пересекает остров Котлин, на котором расположен Кронштадт.

КАД на острове Котлин

Северный фарватер проходит под мостом. Это судопропускное сооружение С-2 для пропуска в период навигации судов с осадкой до 5,5 метров (типа «река-море»). При угрозе наводнений оно закрывается поперечным затвором массой 2500 тонн, который в открытом состоянии лежит под водой.

Судопропускное сооружение С-2

Дамба и море

Судопропускное сооружение С2. Спутниковый снимок, скриншот Яндекс Карт

С дамбы открывается великолепный вид на огромную акваторию Невской губы. На горизонте виднеются новостройки Санкт-Петербурга и громада Лахта-центра. К сожалению, получившая распространение в последние годы практика намыва новых территорий может оказать в будущем губительные последствия на Финский залив.

Панорама Санкт-Петербурга: Лахта-центр, стадион «Газпром-Арена», вантовый мост через Петровский канал и жилые кварталы (зум)

До строительства защитной дамбы единственным способом сообщения Кронштадта с материком был водный транспорт, например, быстроходные «Метеоры». В непогоду транспортное сообщение с большой землей полностью прерывалось, иногда на несколько дней. В наши дни в Кронштадт можно попасть по дамбе на автотранспорте в любую погоду. Из Санкт-Петербурга, Сестрорецка и Ораниенбаума (Ломоносов) отправляются рейсовые и экскурсионные автобусы.

Кронштадт

Заболоченная местность на острове Котлин. Вид с дамбы

С дамбы хорошо видны кронштадтские форты. Их строительство продолжалось с начала XVIII до конца XIX века. Благодаря фортам Кронштадт превратился в неприступную крепость, которую неприятель ни разу не смог взять. В годы Великой Отечественной войны Кронштадт и его форты сыграли важную роль в обороне блокадного Ленинграда и обеспечили защиту Ораниенбаумского плацдарма. На большинство фортов можно попасть только по воде. Однако несколько фортов — форт «Константин», 1-й, 3-й и 7-й Северные форты, — доступны с дамбы.

Кронштадт и разрушенный взрывом форт «Император ПавелI»

Форт «Император Александр I» («Чумной»)

Форт «Тотлебен»

1-й Северный форт

Защитная дамба Санкт-Петербурга — одно из самых сложных гидротехнических сооружений мира. И, без сомнения, она стала украшением Северной столицы. В заключение — небольшое видео одной из наших поездок по дамбе.

© Сайт "История и путешествия", 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Онлайн-сервисы, которые помогают мне путешествовать: Посмотреть все

 

 

Летом на Дамбе с поплавком

Главным трофеем поплавочников в Ленобласти можно смело назвать леща. Эта рыба повсеместно распространена и при этом достигает весьма внушительных размеров. Очень богат лещом Финский залив, но на этом гигантском водоеме очень мало где можно рыбачить с берега, а рыбалка с лодки затруднена из-за волны, ведь на больших просторах редко бывает штиль. Поэтому огромной популярностью у питерских рыбаков пользуется Дамба.

Она позволяет комфортно ловить с берега, при этом всегда можно спрятаться от волны, какое бы не было направление и сила ветра. Самая лучшая лещовая рыбалка на Дамбе продолжается со второй половины июня по середину сентября. А если осень стоит теплая, подлещик может не отходить и до конца сентября.

Особенности Дамбы

Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений, как официально называется Дамба - это гигантское гидротехническое сооружение длиной 25 км. Дамба проходит через самую середину Невской губы, успешная рыбалка возможна в любой ее точке. Среди рыболовов устоялось деление Дамбы на две части, северную и южную (фото 1). Северная ветка идет от станции Горская до Кронштадта, а южная от Кронштадта до Бронки.

Очень хорошо для рыболовов то, что южная и северная ветки расположены почти под прямым углом друг к другу. Это дает возможность спрятаться от любых ветров и ловить в спокойной воде, когда с другой стороны Дамбы бушуют волны. Другое полезное свойство Дамбы заключается в том, что глубина в 5 - 7 м местами начинается практически у берега, на дистанции до 15 м, сразу за отсыпкой камней.

Вдоль Дамбы почти всегда есть несильное течение, направление которого часто меняется. Поэтому поплавочник здесь должен владеть техникой ловли в проводку, в особенности с придержкой поплавка. Дело в том, что лещ очень часто предпочитает неподвижную насадку, поэтому с придержками шансы на поклевку намного выше, чем при свободном проплыве. Но главное, что должен уметь рыболов - это точно выставлять глубину. Ведь лещ - рыба донная, и редко интересуется кормом, проплывающим хотя бы немного выше.

Снасти

Самые подходящие снасти для ловли с Дамбы - это маховая и болонская удочки. Лучше всего «мах», но на больших глубинах даже 9-метрового удилища может не хватать, чтобы достать подводного края отсыпки камней. В таких случаях нужен либо 10 - 11-метровый «мах» (но такая снасть стоит дорого), либо болонская удочка (фото 2), достаточная по длине, чтобы при глубине 6 - 7 м ловить с глухим креплением поплавка. А дабы всегда попадать точно в прикормленное место, фиксировать леску в клипсе на катушке.

Оснащение удочки для этих мест имеет свои особенности. На маховых удилищах я ставлю обычные поплавки грузоподъемностью 3 - 5 г. Основную часть огрузки располагаю довольно близко к поводку, но не более полуметра от него, а «подпасок» - вплотную к поводку (фото 3). «Подпасок» - не более полуграмма, этого достаточно, чтобы чувствительный поплавок при поклевке всплывал, в то же время грузик столь мал, что не настораживает опасливого крупного подлещика или леща. Оптимальная длина поводка примерно 30 см, это позволяет при необходимости положить часть поводка на дно, чтобы крючок не просто чиркал по дну при проводке, но волочился по нему.

Выбор поплавка - отдельная тема. Среди великого разнообразия моделей я остановился на трех вариантах. Первый - это поплавок с шаровидным телом (фото 4), который хорош при ловле на волне, но имеет недостаток - несколько худшую чувствительность к поклевке, особенно «на подъем». Для ловли в совсем тихой воде, что на Дамбе, к сожалению, не так уж часто бывает, я применяю поплавок-иглу (фото 5).

Такая форма сигнализатора идеальна в плане чувствительности при любых поклевках, но очень неустойчива на волне. И третий вариант - поплавок с сигарообразным телом (фото 6). Это компромисс между «шаром» и «иглой» - более-менее чувствителен к поклевкам и достаточно устойчив на волне. Особняком стоят поплавки с плоским телом, специально предназначенные для ловли на течении (фото 7). Такие поплавки очень хороши для ловли в проводку с придержками, поскольку при придержке не склонны нырять под воду.

Определение спуска

Точное выставление глубины при поплавочной ловле на течении не так просто, как может показаться на первый взгляд. В то же время важность этого при ловле леща трудно переоценить. Для лучшего улова необходимо, чтобы насадка при проплыве чиркала по дну или даже волочилась по нему вместе с частью поводка. При особенно капризном клеве на дно кладут даже «подпасок». Как же выставить глубину с такой филигранной точностью? Полностью оснащаем снасть, огружаем поплавок так, чтобы из воды торчала только антенна, после чего зажимаем на крючке крупную дробину, с которой поплавок утонет.

Поскольку промер идет на течении, дробина на крючке должна быть достаточно весомой, чтобы поплавок с ней тонул очень быстро, иначе промер получится неточным. Ставим глубину заведомо меньше, чем в точке лова, и делаем заброс. Поплавок, естественно, уверенно занырнет. После этого немного увеличиваем спуск и делаем новый заброс. Если поплавок снова исчез, повторяем увеличение спуска до тех пор, пока поплавок не останется на поверхности. Теперь самый сложный момент. Минимально увеличивая или уменьшая спуск, добиваемся того, чтобы поплавок был на поверхности, но занимал вертикальное положение и был огружен по антенну.

Это значит, что дополнительная дробина на крючке лежит на дне, но «подпасок» находится выше. Все, оптимальная величина спуска найдена. Теперь важно прочно закрепить кембрик на поплавке, чтобы он при многочисленных забросах во время ловли не сдвигался ни на сантиметр.

Прикормка

Это важнейший фактор успешной поплавочной рыбалки на Дамбе. На день нужно иметь с собой не меньше четырех килограммовых пакетов готовой сыпучей прикормки. Разумеется, увлажнять их нужно по очереди, а не все сразу, иначе в теплый летний день прикормка может закиснуть. Важно, чтобы в прикормке кроме мелкой, пылевидной составляющей была и крупная фракция. Несмотря на то, что в специальные лещовые смеси все грамотные производители уже добавили крупные частицы, имеет смысл взять с собой немного вареного пшена и добавлять его в прикормочные шары. Важно только не переборщить с пшенкой, чтобы не превратить прикормку в кашу.

Очень полезно замешивать прикормку не на чистой воде, а с добавлением мелассы или аминосиропов (фото 8). Эти вещества, добавляя прикормке вкус и аромат, усиливают рыбий аппетит.

Между первым и вторым створами

Створами называют водопропускники, через которые в обычном режиме, когда нет угрозы наводнения, вода из Невской губы идет в открытый Залив. На северной ветке 5 створов, ближайший из них расположен почти вплотную к берегу. Участок Дамбы между первым и вторым створами очень популярен у «безлошадных» рыболовов - сюда легко доехать на автобусе, выйти на остановке «Горская», а затем пройти километр-полтора до желанного места рыбалки. Для поплавочника этот участок хорош при ветрах северного или южного направлений. В первом случае следует ловить с городской стороны Дамбы, а во втором - с морской.

Глубина здесь совсем невелика, примерно 2 – 2,5 м. Подлещик здесь очень хорошо ловится ночью, когда прекращает клевать разносортная мелочевка, часто досаждающая днем. Впрочем, опытные лещатники и днем с помощью грамотного прикармливания умеют собрать в точке ловли хорошего подлещика и леща, после подхода которого мелюзга разбегается.

Между первым и вторым створами удобнее всего ловить маховым удилищем длиной 7 - 9 м. А с городской стороны достаточно «семерки», более того, она даже лучше 8 - 9-метровых «махов», потому что как раз на дистанции 7-метрового удилища вдоль берега проходит небольшая канавка, где любит держаться рыба. С морской стороны лучше использовать 9-метровые маховые удочки.

Для ночной ловли абсолютно необходимо иметь с собой налобный фонарь с запасными батарейками, насадку-светлячок для поплавка, удобный экстрактор, чтобы легко извлекать крючок у заглотившей рыбы, и запас оснасток. Запасные оснастки важны по той простой причине, что в темноте, даже с налобным фонарем, перевязывать крючки или поводки неудобно, гораздо проще поставить готовые, связанные дома. Оснастку я использую немного прочнее, чем при дневной рыбалке: основная леска 0,18, поводок - 0,14 мм. Ночью рыба гораздо менее осторожна - и толстый поводок ее не отпугивает, зато снасть надежнее. Днем поводок обычно 0,1, максимум – 0,12 при основной леске 0,16 мм.

Кроме леща, в этих местах много крупной густеры, особенно ночью. Если днем насадку теребят густерки с ладошку, то в темноте на прикормку часто приходят стаи густеры по 200 - 400 г, и даже полкило не предел. Эта рыба порой ловится в очень больших количествах. Плотва ночью берет намного реже, чем днем, зато ее размеры радуют - нередко «влетают» экземпляры более 300 г.

Между вторым и третьим створами

Здесь условия радикально отличаются от описанной выше рыбалки. Глубины сразу после окончания отсыпки камней составляют 5,5 - 7 м, что делает ловлю более сложной и требует других снастей. Но трудности окупаются с лихвой, т.к. подлещик здесь заметно крупнее, а случаи поимки полновесных лещей чаще. Рыбачить лучше всего в светлое время суток, что удобнее, нежели по темноте.

Именно здесь я имел случай убедиться в огромном преимуществе маховой удочки над болонской. Один мой знакомый, завсегдатай Дамбы, ловил 11-метровым «махом» от Maver. Я сначала думал было обзавестись таким же удилищем, но когда узнал его цену, мой энтузиазм сильно ослабел. Переходить на ловлю со скользящим поплавком не хотелось - не мое это. Я вышел из положения, купив 8-метровое болонское удилище. Благодаря его длине стало возможным ловить на глубинах 6 - 7 м с глухим креплением поплавка. Но как бы я не старался, обловить соперника с его 11-метровым «махом» никак не удавалось - он всегда ловил лучше. Объяснение, я думаю, несложно - точное управление проплывом поплавка с придержками, что удобно делать длинным удилищем.

Между вторым и третьим створами имеет смысл добавлять в прикормку грунт, потому что глубина немаленькая. Прикормочные шары должны быстро тонуть, чтобы их не отнесло течением. Еще одна особенность - здесь хорошо работает мелкий кормовой мотыль в прикормке (фото 9). Вообще-то, работает он везде вдоль побережья Дамбы, но на мелководье велик риск вместо леща собрать тучу прожорливой мелюзги: окунька, ерша, а то и колюшки.

А между вторым и третьим створами мелочевки относительно мало, зато много подлещика, который отлично отзывается на шевеление личинок мотыля в прикормке. Так что не ленитесь перед поездкой на рыбалку заглянуть на Кондратьевский рынок и взять кормового мотыля хотя бы 100 – 200 г (вообще-то, чем больше, тем лучше). Ароматику в прикормку следует добавлять осторожно, потому что возле дна вода холодная даже в разгар лета, когда верхние 1,5 - 2 м хорошо прогреты и некоторые рыболовы даже купаются.

Кстати, если уж мы заговорили о мотыле, то надо сказать, что наживкой номер на Дамбе является уже крупный свежий мотыль. Многократные эксперименты, в том числе на спортивных соревнованиях, показали, что это самое лакомое блюдо для местного леща. Далее, в порядке убывания уловистости, следуют червь, опарыш, растительные насадки. Еще насчет наживки: не бойтесь экспериментировать с дипами (фото 10). Местная рыба на них очень хорошо реагирует, но нужно иметь с собой достаточный запас ароматов, чтобы подобрать нужный. В иной день вдруг «выстреливает» клубника, а в другой рыбе подавай чеснок.

Если у вас все-таки нет мотыля, и вы ловите на червя или опарыша, ароматизатор можно добавить прямо в баночку с наживкой. А вот при ловле на мотыля этого делать ни в коем случае нельзя - личинки преждевременно погибнут. Мотыль обрабатывается ароматикой, когда он уже насажен на крючок. И последнее про наживку.

В летнее время - никаких мотыльниц! Мотыля нужно держать в емкости с водой (фото 11), раз в полчаса меняя ее на свежую. Только так в теплую погоду можно долго сохранить нежных личинок живыми.

Самое стабильное по уловам место - городская сторона Дамбы. Это относится не только к участку между вторым и третьим створами, но и ко всему протяжению гидрозащитных сооружений. Не то чтобы с морской стороны было меньше рыбы - нет, ее там предостаточно, да и размеры трофеев в среднем крупнее, чем с городской стороны. Но иногда со стороны моря случаются удивительно безрыбные дни, когда любые ухищрения с прикормкой или снастью не дают никакого эффекта - рыбы попросту нет, отошла куда-то на просторы Залива. С городской же стороны рыба у Дамбы есть всегда, а улов зависит только от мастерства рыболова. Поэтому я предпочитаю ловить в сторону города - конечно, если погода позволяет.

На ночь между вторым и третьим створами рыбаки остаются лишь во второй половине июня и июле. Дело в том, что по темноте здесь практически не клюет. В короткую белую ночь рыболов может вынуть снасть из воды и просто отдохнуть, перекусить, ожидая утренней зорьки, на которой частенько бывает самая настоящая «раздача» крупного подлещика. Но в августе, когда ночи уже длинные, сидеть без дела в темень как-то скучновато. Поэтому во второй половине лета и в сентябре в эти края ездят на дневную рыбалку.

Добраться до участка между вторым и третьим створами проще всего «безлошадному» рыболову. Для этого нужно сесть в маршрутку 405 у метро «Черная речка», заранее обговорив с водителем, что он высадит вас на Дамбе там, где вы скажете. Подчеркиваю - договариваться об этом нужно именно при посадке, иначе велик риск, что на Дамбе водитель заявит, что здесь автострада и остановка запрещена. Автомобилистам же добираться в эти края неудобно. Ведь парковка есть лишь у моста через фарватер за третьим створом, а оттуда только пешком, дорога вдоль воды хоть и существует, но она перекрыта.

Между третьим створом и фарватером

Это самый людный участок на северной ветке Дамбы. Причина простая - здесь единственное место для парковки автомобилей. Поэтому на этом участке днем и ночью, в выходные и в будни сидят люди, а выходные или праздничные дни даже сложно найти место для ловли. Здесь тоже глубоко, но рельеф дна за отсыпкой камней не так однороден, как между вторым и третьим створами, где дно - практически ровный стол. Есть перепады глубин, где-то травка, где-то на дне россыпь некрупных камешков, поэтому при выборе места для ловли леща в проводку нужно особенно тщательно исследовать дно. Прежде чем кормить, сделайте десяток проводок с волочащимся по дну крючком и убедитесь, что в выбранном месте нет зацепов.

Еще одна причина, почему я не люблю этот участок и редко там ловлю - жуткое количество мусора на берегу. Причем не только пакеты от прикормки и другие следы присутствия малокультурных рыбаков, но и брошенные мангалы, коптильни и даже сломанные раскладные столики. Дело в том, что сюда приезжают еще и любители отдыха у воды с шашлыками и изрядным количеством крепких напитков. Хотя какой может быть отдых, когда вокруг откровенная помойка - мне не понять. В общем, недолюбливаю я это место и останавливаться на нем подробно не буду.

Между фарватером и Кронштадтом

Здесь начинаются совсем другие места, где основной трофей уже не лещ, а другие мирные рыбы. Чем ближе к Кронштадту, тем мелководнее и больше водной растительности. В этих краях клюет разнокалиберная красноперка, а местами ловят крупного карася, который в Финском заливе достигает порой по-настоящему трофейных размеров. В ходу растительные насадки, потому что иначе сильно досаждает колюшка.

Для успешной рыбалки нужно искать места с прогалами в зарослях. Впрочем, особо упорные рыболовы такие прогалы создают сами, попросту выкашивая траву. Добраться в эти места можно либо на уже упомянутой 405-й маршрутке от «Черной речки», либо на автомобиле, развернувшись в Кронштадте, заехать на «Первый северный форт», который соединен с Дамбой узким перешейком, где и проложена дорога.

Южная ветка, возле тоннеля

Очень популярное место у рыболовов, потому что здесь можно припарковать автомобиль. Глубины - 4 - 6 м, для рыбалки применяют 9-метровые маховые удилища, длины которых вполне хватает, чтобы достать до свала. В июле - августе хорошо клюет подлещик - как и на северной ветке Дамбы. Практикуют как дневную, так и ночную рыбалку. Помимо подлещика, много крупной густеры и плотвы, а с морской стороны в уловах нередок большой елец. Изредка попадается чехонь. Ловить в этих местах лучше всего при западных или восточных ветрах. При западном ветре на городской стороне будет тихая вода, а при восточном - на морской.

Более близкую к берегу часть южной ветки описывать не имеет смысла. Во-первых, она очень похожа на участок между первым и вторым створами на северной ветке, а во-вторых, и это главное, туда сейчас никак не добраться. Маршруток по южной ветке Дамбы не ходит, единственный автобус идет из Ломоносова и на Дамбе он не остановится, как не упрашивай водителя. Машину припарковать тоже негде. Впрочем, на Дамбе и так предостаточно мест для комфортной и добычливой ловли. Удачи вам, уважаемые рыбаки и рыбачки!

Дом для крачки. Как дамба стала частью экосистемы Финского залива

Страна и мир 04 Марта 2020

Комплекс защитных сооружений (КЗС) наряду с Западным скоростным диаметром, «Газпром-ареной», Лахта-центром стал в Петербурге символом XXI века. За годы своего существования дамба предотвратила полтора десятка крупных наводнений, семь из которых, по мнению ученых, могли бы стать катастрофическими. Но как такое мощное сооружение влияет на окружающую среду, на состояние Финского залива? Об этом беседуем с руководителем управления экологии и системы предупреждения наводнений Комплекса защитных сооружений (КЗС) Минстроя РФ кандидатом технических наук Розой МИХАЙЛЕНКО.

Далеко не все горожане видели Комплекс защитных сооружений в деле. Между тем закрывающиеся створки дамбы — космическое зрелище. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Роза Рустамовна, дамба стоит уже более 8 лет. Многие специалисты предрекали, что ее появление самым пагубным образом отразится на состоянии Невской губы...

- Да. И поиск ответа был крайне затруднен и затянулся на много лет.

Давайте вспомним историю КЗС. В 1979 году Совет министров СССР постановил начать строительство. Выбирали из пяти вариантов проекта. Сопоставляли, принимая во внимание именно природоохранные задачи.

Не случайно было решено, что КЗС будет иметь шесть водопропускных сооружений. Это тот минимум, который гарантирует естественный гидрологический режим Невской губы и залива. Водопропуски расположены в местах естественных течений, самых глубоких мест. Их глубину при строительстве не меняли. А саму плотину, по проекту, строили на отмелях.

Ничто не предвещало сложностей с точки зрения природоохраны... Но практически одновременно с началом строительства в Невской губе активизировались намывные работы.

Надо сказать, намывы для нашего города и в советские времена были обычным явлением. К примеру остров Белый намыли в 1960-х годах на месте Белой мели. Впоследствии на нем построили Центральную станцию аэрации - крупнейший объект очистки канализационных стоков. За счет намыва соединили Васильевский и Вольный острова, спрямили русло Смоленки. Гостиница «Прибалтийская» построена на искусственной суше.

В 1960-1970-е годы вообще получила распространение идея о том, что спастись от наводнений можно, приращивая искусственные территории. За счет них город пытался подняться над уровнем моря.

Намывные работы - это потревоженные донные отложения и муть. Уже к 1980 году - началу строительства КЗС - мутность воды в Невской губе оказалась в десятки раз выше фоновой: вместо обычных 7-11 миллиграммов взвеси на литр воды фиксировали 200 и выше. В совокупности с прочими обстоятельствами (отсутствие очистки канализационных стоков, обилие грязного производства) этот факт стал причиной самого плохого экологического состояния Невской губы за весь XX век.

Вот в таких условиях началось строительство КЗС.

- И все беды свалили на дамбу?

- Судя по реакции общественности, можно сказать и так.

Думаю, было немало и спекуляций. Например один из оппонентов профессор В. М. Бресмер везде говорил, что если КЗС будет построен, то Нева превратится в биологический реактор. В итоге исполком Ленсовета выделил средства на лабораторию для него, чтобы он проверил свою точку зрения. И, как только это произошло, профессор забыл о реакторе. О результатах работы лаборатории неизвестно. А ученый вскорости уехал в США, оставив нам в наследство яростную дискуссию в научном сообществе и недовольство граждан, убежденных в опасности защитных сооружений.

В начале 1990-х годов общественность постоянно собиралась в ДК Ильича и обсуждала грядущие беды. Категорически против дамбы выступили и депутаты Ленсовета, даже приняли решение о прекращении финансирования. Против была даже писательская организация, члены которой были слабо осведомлены об особенностях проекта, зато имели вес в обществе. Две комиссии РАН высказали диаметрально противоположные мнения: от «проект безопасен» до «рекомендуем разобрать недостроенную дамбу».

В 1992 году комплекс должен был быть уже запущен. Но мы к тому времени все еще спорили: есть опасность или нет. Для экспертного заключения пригласили независимую международную комиссию. В ней участвовали 40 ученых из шести стран: Великобритании, Дании, Нидерландов, Финляндии, Италии и США. Они работали полтора года и сделали вывод, что дамба может повлиять на экологическое состояние водной среды на 0,6%. Да и то лишь в процессе строительства.

Иными словами, влияние КЗС на Невскую губу (в частности, на степень замутненности воды) не шло ни в какое сравнение с вредом, наносимым намывами и неочищенными канализационными стоками. Тогда же члены международной комиссии настоятельно рекомендовали прекратить создание искусственной суши.

Их правота быстро нашла подтверждение. В 1993 году строительство искусственных территорий было заморожено, и уже через несколько месяцев показатель мутности воды снизился с 200 до 21 миллиграмма на литр, а к 1996 году - до 11.

А затем, когда начались крупномасштабные работы на Петровском фарватере, на Подходном канале, строительство Морского фасада, ЗСД и нового пассажирского порта, аэрокосмические наблюдения вновь показали интенсивное загрязнение Невской губы.

Так что КЗС был ни при чем. Между тем споры вокруг него стали одной из главных причин задержки строительства... на 19 лет.

- Роза Рустамовна, с этим, думаю, не согласятся большинство читателей, которые не без оснований считают, что все же главной причиной были деньги: развал экономики, бесконечный рост стоимости строительства... Ну и подозрения в том, что средства использовались, мягко говоря, не по назначению.

- Могу сказать лишь одно. Недостроенный комплекс требовал чрезвычайных расходов. Волны постоянно размывали котлован, приводили в негодность все, что уже было сделано. Нужно было либо содержать недострой, либо забросить его и через годы начать все заново. Тогда на поддержание объекта выделяли деньги, сопоставимые с финансированием ликвидации ущерба от наводнений для КЗС.

- Давайте вернемся к вопросам влияния дамбы на состояние окружающей среды. Помнится, когда сооружение поднялось над морем, на бытовом уровне самая страшная страшилка была - «ах, залив зацвел». Вода у берегов (к примеру, в Комарове, Солнечном) действительно была ярко-зеленого цвета. Это как-то связано с дамбой?

- Еще раз про замутненность. Частички тонкодисперстной взвеси абсорбируют различные вещества. Например: фосфор, который способствует бурному развитию сине-зеленых водорослей. И эту зеленую массу прибивает к берегам со всеми визуальными последствиями.

В 2004 году, когда началась активная стадия строительства защитных сооружений, вновь начались и намывы: в те годы было создано ориентировочно 275 гектаров искусственных территорий. Соответственно, вновь увеличилась замутненность воды.

- То есть дамба совсем-совсем ни при чем?

- Говорю как специалист, долгие годы наблюдающий за состоянием акватории: с завершением строительства КЗС в 2011 году экологическая ситуация в Невской губе даже улучшилась. Это, конечно, связано с вводом в строй очистных сооружений, с сокращением использования гальваники на предприятиях (крайне вредная для окружающей среды технология). Но и защитные сооружения сыграли свою роль.

Активизировался водообмен между Балтикой и Невской губой за счет некоторого увеличения скорости течения. Для понимания процесса скажу: скорость воды, вытекающей из бутылки, выше всего в горлышке. Водопропускные сооружения дают тот же эффект горлышка. Улучшился и горизонтальный водообмен. Ветры очищают городскую атмосферу, а морские течения - Невскую губу.

Немногие знают, что КЗС также имеет техническую возможность оздоравливать акваторию, используя маневрирование затворами водопропускных сооружений. Мы провели эксперимент, последовательно их закрывая и открывая. Выяснили: если закрыть центральные водопропускные сооружения, а примыкающие к берегам оставить открытыми, то скорость течения у берегов увеличится, соответственно снизится концентрация сине-зеленых водорослей у берега. Ну и цветение воды уменьшится.

Правда, после эксперимента мы ни разу не применяли этот метод. Предлагали городу им воспользоваться, но нам напомнили, что финансирование подобных мероприятий дело федеральных властей, так как залив - собственность РФ, а не Петербурга.

И еще о влиянии дамбы на состояние акватории. Даже при небольшом наводнении концентрация минерального фосфора в Невской губе может достигать 211% ПДК. А это среда для неконтролируемого роста сине-зеленых водорослей, многие из которых токсичны. К тому же на 172% ПДК может увеличиваться концентрация общего фосфора, на 43% аммонийного азота. Подъем воды на три метра способен остановить работу Центральной станции аэрации - крупного объекта очистки бытовых канализационных стоков. Так что КЗС и при выполнении своих прямых функций уже способствует стабильности экологической ситуации.

- Кстати говоря, а каково положение сейчас? Вы же мониторите состав воды?

- Конечно. И очень активно. Нашими данными пользуются многие организации.

Сейчас концентрация всех основных элементов (кислород, азот, фосфор) не превышает ПДК. Летом наблюдается увеличение концентрации азота, но это обычное сезонное явление.

Неблагополучно, наверное, лишь с железом и марганцем. В воде их избыток. Причина, думаю, в том, что их было много в донных отложениях, которые вновь потревожены очередными намывными работами.

- Опять намывы виноваты?

- Куда же денешься от них, если они реально самым негативным образом влияют на качество воды? И, как мне кажется, все больше и больше людей понимают это.

В 2018 году я была на международном форуме «Экология» в Москве, участники которого проголосовали за прекращение создания искусственных территорий в Финском заливе.

Сейчас процесс приостановился. Хотя, похоже, временно. В генплане остается масштабный проекту юго-западного побережья Васильевского острова: «Морской фасад» площадью 476 гектаров. Планируется также создание намывных территорий под жилую застройку. Это еще 238 гектаров.

Должна также заострить внимание на том, что проект КЗС разрабатывали, исходя из гидрологических параметров, сложившихся несколько десятилетий назад. Последние намывы, которые были учтены при проектировании, датируются 1970-ми годами. Более поздние в зачет уже не шли. А ведь они изменили гидрологические параметры Невской губы. Известно: если площадь водоема уменьшается, а объем воды нет, то уровень воды гарантированно повысится. (Стоит, наверное, напомнить, что Нева выносит в залив более 2,5 кубометра воды в секунду.) Так что намывная деятельность имеет далеко идущие печальные последствия даже без учета производимой ею мути.

- Роза Рустамовна, от сотрудников КЗС приходилось слышать, что дамбу давно облюбовали птицы.

- Да, это чрезвычайно приятный для нас факт. У нас теперь место гнездования птиц. В том числе краснокнижных. Для них хорошо, что в своем основании дамба засыпана крупной щебенкой, чуть выше - более мелкой. Есть где построить гнездо. Самое удивительное, что все происходит в непосредственной близости от напряженной автотрассы - КАД.

Так, в 2015 году орнитологи обнаружили несколько колоний чайковых. А между дамбой и седьмым северным фортом Кронштадта замечены речные крачки. С 2016 года наблюдаем увеличение количества гнезд кряквы. А с 2017-го - серебристых чаек. А еще - зуйки, серые утки, редчайшие мородунки. И даже полярные крачки. Орнитологи говорят - на КЗС располагается самое южное их гнездование на Северо-Западе России.

В 2017 году мы планировали частичный ремонт дамбы, оказалось, работы грозят поселениям малой крачки и некоторых других редких видов птиц. Работу остановили, провели экспертизу и выбрали такие сроки, которые гарантировали бы минимальный ущерб.

Зато участились случаи, когда гнездовья ненароком разрушают рыбаки и отдыхающие. Поэтому мы рекомендовали не посещать дамбу на период гнездования - с 15 апреля по 1 августа.

Активно и, я уверена, с удовольствием с нами общаются экологи. К примеру, совместно с «Друзьями Балтики» мы стараемся защитить бельков балтийской нерпы от людей. Судопропускное сооружение № 1 стало постоянным местом, откуда в море выпускают рыбную молодь. Мы и сами построили завод по разведению балтийского лосося. Так что дамба уже стала частью экосистемы Невской губы и Финского залива.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (6637) от 04.03.2020 под заголовком «Дом для крачки».


Материалы рубрики

Дамба как комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений

Опубликовано: 23.12.2017

Постараемся ответить на вопросы: В чем причина наводнений, происходивших в Санкт-Петербурге? Для чего построена защитная дамба на Финском заливе? Как она устроена?

Для ответа на первый вопрос необходимо обратится к истории Санкт-Петербурга.

Подъем уровня воды реки Невы напрямую зависит от силы западного ветра. Подъем уровня заключается не в сдерживающей силе ветра, влияющей не на скорость течения реки, а в подпоре воды реки Невы. Противодействующей поток образуется в результате набегающих волн с Балтики, идущих навстречу основному течению.

Для борьбы с частыми наводнениями в Санкт-Петербурге предпринимались различные меры. Насыпался грунт на затопляемых территориях островов города. Берега Невы отсыпались и укреплялись гранитными набережными - защитными дамбами. Но проблема затопления все равно решена полностью не была.

Наводнение 1924 года в Ленинграде, продлившееся около шести часов, вошло в историю как второй крупнейший удар стихии по городу, когда невская вода поднялась на 369 см выше ординара.

Екатерина II продолжила борьбу с затоплениями. В период ее правления построили два канала - Грибоедова и Обводный. Каналы должны были принять на себя излишки воды из Невы при угрозе затопления.

Наводнение 1824 года показало несостоятельность этих мер. Тогда уровень поднялся на 420 см. Только по официальным данным погибло более 500 человек. Многие утонувшие так и небыли найдены. Тела унесло отходящей водой в Финский залив. Это наводнение вошло в историю Санкт-Петербурга как самое большое и разрушительное.

Но, характерной чертой происходящих наводнений Санкт-Петербурга является относительно непродолжительный подъем уровня воды. Так в катастрофе 1824 года отметки уровня достигали максимальных значений в течении всего 2-х часов.

Наводнение 1824г. в Санкт-Петербурге.

Обрусевший французский инженер Пьер-Доминик Базен после трагедии продолжил проект защитного сооружения. Его дамба протянулась от северного до южного берега финского залива, проходя через систему островов, во главе которой стоит остров Котлин. По сути дамба Базена сродни современной постройке. Но на то время проект посчитали невыполнимым.

Схема комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений.

Обычно наводнения происходят в период сильных штормов, приходящихся на период с сентября по декабрь и сопровождаются обильными дождями и штормовыми ветрами. Этими факторами обусловлено большое количество жертв. Температура воды очень низка и ведет к быстрому переохлаждению попавшего в нее человека.

Инженер Базен Пьер-Доминик после наводнения 1824 года предложил проект строительства защитной дамбы. Дамба Базена должна была протянуться с северного на южный берег Финского залива, через о. Котлин, и по сути была аналогична современной защитной дамбе. Но на тот период проект оказался слишком сложным, и от него решено было отказаться.

Возведение защитной дамбы началось лишь в СССР с 1979 года. Постановление о постройке приняли после разрушительного наводнения 1955 года. Вода тогда поднялась на 293 см.

Защитная дамба Санкт-Петербурга в длину 25,4 км и разделяется на северную и южную ветку о. Котлин. На дамбе возвели шесть водопропускных шлюзов, четыре на севере и два на юге, и по одному судопропускному сооружению на каждой ветке.

Водопропускное сооружения дамбы

На дамбе построены шесть одинаковых водопропускных сооружений. Задача этих конструкций – пропускать объемы воду, набирающуюся в Финский залив из Невы, дальше в Балтийское море. В шлюзах предусмотрены рыбопропускные каналы, что дает возможность перемещаться рыбе из внутренних вод во внешние и обратно. В случае угрозы повышения уровня воды на шлюзах опускаются гидравлические затворы.

Шлюзы дамбы Финского залива

Опасность наводнения фиксируют на линии Хельсинки – Таллин. Волны, идущие с Балтики, на этом рубеже фактически не представляют опасности. Однако, продвигаясь дальше на восток Финского залива, нагонная волна попадает в «бутылочное горлышко» многократно усиливается, упираясь во встречное течение Невы. Со времени фиксации усиления волн на открытой воде до их подхода к дамбе проходит около 10 часов. За это время принимается решение о необходимости ее закрытия.

Закрытие дамбы приводит к остановке морского сообщения города и влечет большие затраты электроэнергии. Поэтому решение о закрытии дамбы принимается специальной комиссией.

Судопропускное сооружение С2 "Горбатый мост"

На северном участке дамбы находится судопропускной узел, через который перекинут мост. Мост оснащен подъемными механизмами, что обеспечивает подъем центрального пролета на 9 метров. Но в подъеме моста нет необходимости. Маршрут больших судов проходит через створ южной ветки. Под Горбатым мостом проходят относительно небольшие суда типа река-море, осадка которых не превышает 5,5 метров.

При возникновении угрозы опасного подъёма уровня воды проход перекрывается затвором. Затвор находится пазу, отлитом из бетона ниже уровня дна, а его вес превышает 2500 тонн.

Судопропускное сооружение С1

Судопропускное сооружение С1 является основными транспортными воротами Санкт-Петербурга. Для обеспечения проезда автотранспорта под фарватером на глубине 28 метров построен автомобильный тоннель. Его протяженность 1961 м.

За перекрытие водного потока отвечают два гигантских затвора. Во время штатного дежурства затворы находятся на плаву в собственных доках. При опасности возникновения наводнения затворы перекрывают проход и затапливаются, надежно ложась на дно. Для обеспечения этой процедуры необходимо до 45 минут времени. За открытие и закрытие гигантских ворот отвечает специализированная железная дорога. Конструкция ворот остается работоспособной при нарастании льда до 50 см. При становлении льда на акватории Финского залива угроза наводнений сходит на нет.

Поделиться:

Ры­­боловная карта

Среди рыболовов есть люди, которые готовы ехать хоть на край света за новыми впечатлениями от поимки не ловленных ранее рыб. Если кому-нибудь интересно поймать пахнущую свежим огурцом корюшку, они могут воспользоваться советами известного рыболова из Санкт-Петербурга Федора Мухарева.

Корюшка – самая известная рыба северной столицы. Как только в городе наступает весна, за ней приходит корюшка. Она поднимается в Неву, Сестру, Лугу и другие реки Финского залива на нерест. Происходит это в конце апреля-начале мая, а перед нерестом за пару месяцев она начинает скапливаться в прибрежной зоне Финского залива по всей территории Ленинградской области.

Здесь-то ее и поджидают многочисленные рыболовы-любители. В свое время пытались подсчитать, сколько же человек выходят на лов корюшки в выходные. Однажды только на льду северного берега Финского залива насчитали более 40 000 рыболовов. Чем же привлекательна корюшиная рыбалка? Основное – это, конечно, сама рыба и ее гастрономические качества.

Спору нет, она хороша и в жареном, и вяленом, и маринованном видах. Легко чиститься и можно есть прямо с костями. А к тому же рыбалка не требует огромных затрат и умения. Я сам когда-то начинал осваивать зимнюю ловлю именно с ловли корюшки. Конечно, улов новичка и профессионала корюшиной ловли различаются, но разве это может сравниться с процессом самой рыбалки...

Корюшка – это небольшая рыбка весом в среднем от 20 до 70 г. Если сравнивать с обычными озерными рыбами, по внешнему виду больше напоминает жирную уклейку, а пасть с кучей острых зубов похожа на щучью. Питается она падалью, мальком, малюсками, ракообразными. Ведет преимущественно стайный образ жизни.

Когда ловить

Ловить можно, начиная с ледостава, обычно это декабрь месяц. Но интенсивного клева в это время ждать не приходится. Корюшка только начинает заходить из Балтийского моря в Финский залив, и поклевки в это время могут быть только местной разновидности, более мелкой. Чем ближе к весне, тем больше корюшки заполняет Финский залив, и клев становится все лучше. Наиболее благоприятные месяцы ловли – март и апрель.

Место ловли

Ловить корюшку можно по всему побережье Финского залива, по южному берегу, начиная от дамбы и до границы с Эстонией. По северному – от дамбы и до Выборга. Корюшка предпочитает держаться на глубинах от 6 до 35 м. 

Наиболее перспективные места ловли – это различные свалы, банки и другие изменения рельефа дна. Найти такие места довольно просто, для это существует 3 метода

Первый – это смотреть по торосам на льду, обычно они образуются на перепадах глубин. Правда, из-за большой толщины льда не всегда можно просверлить лунку в таком месте.

Второй метод – это взять на рыбалку эхолот и через каждые 100–300 метров проверять рельеф дна, с его помощью можно еще и увидеть косяки корюшки. У такого метода есть минус в том, что ловля часто происходит на больших расстояниях о берега от 1 до 10 км и проверить всю местность просто не хватить времени. 


Третий метод – это иметь GPS-навигатор, с включенными в него картами, точность на нем составляет около 5–10 м, любой свал находиться элементарно, и вы никогда не промахнетесь.

Если глубина на банке составляет 2 м, а вокруг нее доходит до 20 м, предпочтительнее удочки расставить на глубине от 6–7 м и глубже. На более мелкую глубину корюшка поднимается очень редко, и вероятность поклевок там мала.

Наиболее перспективные и удобные места ловли корюшки

Южный берег Финского залива

Это населенные пункты Вистино, Краснофлотск, мыс Серая лошадь. Ловля в этих местах происходит в 2–5 км от берега, основная ловля происходит на глубинах от 17 до 25 м. В вышеперечисленных местах будьте готовы к сильному течению. К южному берегу корюшка подходит раньше, чем к северному, и интенсивный клев может начаться уже в феврале. Но и тает лед на юге быстрее, в апреле чаще всего там, где плещется вода. Основной недостаток этих мест, плохая ледовая обстановка, вероятны частые отрывы льда, особенно при юго-западных и юго-восточных ветрах.

Северный берег

Самое близкое место от города это дамба, соединяющая материк с островом Котлин. Удобный подъезд, есть место, где припарковаться, часто курсируют автобусы. Глубины до 10 м, дно ровное, течение слабое. Ловля происходит по правой стороне дамбы, со стороны моря, а не города. Но, к сожалению, и клев в этих местах неустойчивый. Самое уловистое время – конец марта, апрель. Лед стоит долго, и вероятности отрыва практически нет. 

Населенные пункты: Комарово, Курорт, Репино. Моя первая рыбалка в этом районе была на новогодние праздники, и тогда рыба плохо, но клевала. Как и на дамбе, максимальный клев приходится на таяние льда. Ловля происходит на расстоянии от 2 до 10 км от берега, глубины 6–10 м. Ледовая обстановка устойчивая, один раз только мне попадалась трещина более 2 м, но ее можно было перепрыгнуть или обойти, и я считаю это место залива наиболее безопасным для ловли.

Г. Зеленогорск, пос. Ушково. Практически все рыболовы сидят одной толпой в 5–7 км от берега. Глубина 10–12 м. Отрывы льда маловероятны, но бывают широкие трещины, которые надо обходить несколько километров. Из-за близости речки Черной образуются промоины, можно провалиться. 
Ост. «Рыбацкое», пос. Приветнинское, ост. «21 км». Группы рыболовов сидят на одном подводном шлейфе. Но если с Рыбацкого до него идти 4–5 км, то с Приветнинского все 1–2 км. Ловля происходит на глубине 12–23 м. Всегда много торосов особенно на подходах к берегу. Также вероятен отрыв ледового поля. Постоянно надо следить за течением в лунках, – если оно увеличилось резко или пошло в другую сторону, сматывать снасти и бежать к берегу. Лучший месяц ловли – март.

Ост. «33 км». Единственный плюс этого места – от шоссе до залива всего100 м, и есть большая парковка для транспорта. Но идти довольно далеко – более 5 км. Здесь самая неустойчивая ледовая обстановка на северном побережье. Глубины 15–25 м.

Пос. Озерки. Сюда корюшка подходит немного раньше, чем в Приветнинское, но идти до места ловли иногда приходится 8–10 км. Много «живых» трещин, и также частый отрыв льда.

Остановки от 55 до 57 км. Подъезд на машине прямо к берегу. До места ловли всего 2 км, глубина 15–17 м. Большинство корюшатников располагаются по краям банок, которых только на карте обозначено более трех.

Населенные пункты Ермилово, Манола. Здесь ловля происходит в 1–2 км от берега. Корюшка сюда подходит довольно рано: в январе-феврале можно попасть на стайку и принести неплохой улов. Но размер ее мелковат 20–40 г. Глубины достигают 35 м. Довольно сильное течение, и если отрыв льда маловероятен, то промоин стоит опасаться. В этих местах есть несколько перспективных банок около которых часто держится корюшка.

Снасти

Подходит практически любая зимняя удочка, основное условие, чтобы был жесткий хлыст. Подсечка обычно резкая. Катушка должна вмещать в себя примерно 35–40 м лески диаметром 0,22–0,3 мм. Можно использовать и простую кобылку. Главное, чтобы материал был прочным и при ударе об лед, к примеру, при подсечке отбрасывайте ее от себя, удочка не должна ломаться.

Я предпочитаю такие материалы, как пенопласт или твердые породы дерева. Как говорилось выше, леску советую брать диаметром от 0,22 до 0,3 мм, здесь все зависит от веса грузила, висящего на конце удочки. Сама рыба внимания на толщину лески не обращает, тем более что у нас на снасти имеются поводки из более тонкой лески.

Для небольших глубин и слабого течения вполне хватит грузила, весом 20 г, а для глубин 30–35 м применяют вес 50–70 г. Выше грузила примерно на 10–30 см размещаем 1–3 поводка с мормышками. На поводки используем леску потоньше – 0,17–0,2 мм. Длина поводка не так важна, но раз их на снасти несколько и чтобы меньше запутывались, не советую их делать более 10 см.

Последние годы в магазинах стали продавать металлические отводы для донок, и многие стали устанавливать их на корюшиные удочки. Никакой разницы в улучшении или ухудшении клева с ними я не заметил, поэтому не вижу смысла их вообще устанавливать. Классическая оснастка на корюшку –  это удочка с двумя поводками, смещенными к грузилу, один поводок длиной 10 см, другой – 30 см. Я советую сделать еще и третий, который может передвигаться по леске.

Корюшка хоть и клюет чаще всего со дна, но бывает, что стая проходит в 2–5 м от дна, в таком случае нам и понадобиться 3 поводок. Его можно самому регулировать во время ловли, и при очередном вытаскивании снасти из лунки менять месторасположения поводка на основной леске.

Но самая главная часть снасти – это, конечно, мормышка. Для ловли корюшки используются исключительно мормышки с фосфорным покрытием, те самые, светящиеся в темноте. Обычно они сделаны из специального фосфорецирующего материала или из пластмассы, с нанесенный на ней фосфорным покрытием. Размер мормышки очень часто зависит и от размера вылавливаемой корюшки, а также и от ее активности в данный период времени. Когда клюет крупная активная рыба, можно применять мормышки с крючком № 7–8, при слабой активности размер крючка уменьшаю до № 5–6, и только при ловле мелкой корюшки устанавливаю № 4.

В последние годы ловли особенно заметно, как мельчает размер рыбы, и я редко покупаю мормышки более № 6. Форма, расцветка и различные украшения в виде блесток на мормышках на интенсивность клева обычно не сказываются, это прерогатива самого рыболова и его вера в приманку. Да и еще немаловажная часть снасти – это сигнализатор поклевки, в простонародии кивок.

Практически все рыболовы для этого используют кивки из пружины, они довольно жесткие, длинные и их видно издалека, благодаря шарику на конце такого кивка. Хотя мне пару раз приходилось видеть, как корюшку ловят на удочку с поплавком, обычно это гусинка, она длинная, и ее также хорошо видно. Но никаких явных преимуществ поплавка над кивком я не заметил, и здесь вы можете выбрать то, что вам по вкусу.

Насадка

Корюшка – рыба плотоядная, поэтому любая насадка, где есть мясо, – она ест, но бывают предпочтения в какой-либо определенный момент. Видимо, это зависит от того, за кем в данный момент она охотится. Самая распространенная насадка – это кусочки рыбы, самой корюшки. Только что выловленную рыбку режут и небольшими кусочками сажают на мормышки.

Также для этого подходит ерш, окунь или бельдюга. Все эти рыбы регулярно попадаются при ловле самой корюшки, а уж ершом или окунем всегда можно запастись заранее. Иногда я приезжал немного пораньше, и ближе к берегу вытаскивал 2–3 окуня или ерша и шел ловить корюшку на свежую насадку. Кроме вышеперечисленного у меня были поклевки и на обычных мотыля или опарыша, но это скорее исключение, чем правило. Мотыль хорошо брать с собой только, чтобы поймать под берегом пару окуней.

Для ловли советую сделать около 10 удочек. Обычно при интенсивном клеве хватает и 2–3, но не так часто нарвешься на клев, а при слабой активности рыбы можно ставить и 5, и 10, и даже более удочек. В большом количестве есть несомненные преимущества. Можно варьировать размерами, цветом и формой мормышек, насадкой из различной рыбы.


Таким образом, определить 2–4 удочки, на которые клюет регулярно, и ловить только на них. Часто на резких свалах бывает, что одна удочка у вас установлена, к примеру, на глубине 7 м, а другая на 15 м. Можно проследить основную глубину, по которой идет рыба, и в дальнейшем поставить удочки по самой перспективной глубине. Удочки могут расставляться как шашки на доске, полукругом, в хаотичном порядке. На самое распространенное это по прямой линии, которая будет находиться перпендикулярно ветру. Это одно из основных условий. Леска длинная, и ветер ее часто запутывает, а если ее еще будет сдувать на соседнюю удочку, то уж борода вам обеспечена.

Также хотел обратить внимание на течение. Неоднократно бывало, что во время вытаскивания рыбы удочки подо льдом запутывались между собой. В связи с этим не советую делать расстояние между удочками менее метра, а уж если вы увидите, что течение идет в сторону соседней лунки, то расстояние между удочками увеличите до 1,5–2 м.

Больше делать не советую. Даже если у вас всего 10 удильников, то минимально расстояние между первым и последним будет 9 м. Вроде немного, но за день набегаешься так, что следующие сутки ноги болят.


Удочки размотаны, свежая насадка на крючках, и томительное ожидание поклевки. Как только увидите дергающийся кивок, сигнализирующийся поклевку, быстрее бегите к этой удочке и подсекайте. Если на другом конце почувствовали тяжесть рыбы, сразу же тащите наверх, не боясь за сход или обрыв снасти. Сходы довольно редки, а леска на снасти вполне выдержит несколько таких рыбок. Обрывы если и происходят, то только при подсечке, груз тяжелый, леска старая, подсек, и в руках остается лишь обрывок лески.

Корюшка легко отцепляется, далее поправляете насадку или насаживаете новый кусочек и опускаете снасть в лунку. Если подсечка была неудачной и вы почувствовали, что рыбы на крючке нет, поставьте удочку на место и подождите еще пару минут, есть возможность, что корюшка клюнет вновь. В случае если поклевки не произошло, вытащите снасть и проверьте насадку. Бывает, вытаскивая рыбу из лунки, появляется не корюшка, а страшная черная извивающаяся, как угорь, рыбка, это, скорее всего бельдюга.

Она совершенно безвредна, не ядовита, как многие могли бы подумать, и даже не кусается, но вот запутать снасть она в состоянии, поэтому советую очень аккуратно и быстро снимать ее с крючка. Гастрономические свойства этой рыбы мне не знакомы, кушать я еще не пробовал, но зато ее кусочки любит корюшка, и бельдюга пригодится вам для насадки при дальнейшей ловле.

Маленькие секреты

Про выбор места и про снасть мы уже поговорили, то какие еще секреты скрывает корюшиная ловля? Пожалуй, основное это наблюдение за ближайшими рыбаками, особенно если сидите в толпе. Корюшка, как отмечалось, рыба стайная, и стая перемещается, по людским меркам, очень хаотично. К примеру, вы можете не видеть поклевки, а ваш сосед в 100 м будет таскать одну рыбу за одной. Если только причины не в снасти и не в насадке, а это можно понять, просто подойдя к нему, и посмотреть. То, скорее всего, стая корюшки проходит мимо вас.

В таком случае советую быстро сменить место и попробовать попасть на стаю. Конечно, я не рекомендую забуриваться под ящиком у соседа, но в 20 м можно встать вполне безопасно. И дело здесь не только в рыболовной этике: вспомним Ладогу или Финский, когда просят подвинуть ящик. Дело в том, что если вы вытаскиваете леску с тридцатиметровой глубины, ее ветром несет на расстояние от вас 15 м (до соседа), он может запутаться, в лучшем случае порвет леску, в худшем – упадет.

Очень часто приходилось слышать от рыболовов примерно следующее. Вот, мол, установлено 5 (7,8…не важно) удочек, а клюет только на 2 (3,4), хотя и насадка и мормышки одинаковы. Так в чем же здесь причина? Возможно, косяк корюшки специально выбирает так маршрут, чтобы не проходить по другим удочкам? А причина чаще всего кроется в самом рыболове, точнее его лени.

Удочка, на которую клюнула корюшка, мы ее вытаскиваем, снимаем рыбу, меняем насадку и опускаем обратно, вроде бы ничего особенного, но! У нас же фосфорные мормышки, за то время, что они на свежем воздухе, они успевают накопить свет, и, конечно, рыба их видит и клюет. А те мормышки, что находятся подо льдом по 30–40 минут, уже потеряли свой блеск и ничем себя не привлекают, вот на них корюшка и не клюет. Так что не забывайте регулярно подсвечивать мормышки, вынимая снасть на минутку из лунки.

Estonica.org - Финский залив

Финский залив - самый восточный залив Балтийского моря, окруженный Эстонией, Финляндией и Россией. Воображаемая линия между мысом Пыысаспеа в Эстонии и мысом Ханко в Финляндии отмечает его западную границу. Площадь залива составляет 30 000 квадратных километров. Он неглубокий, в среднем 40 м в глубину, но его дно имеет очень неровный рельеф.Даже посреди залива вода иногда бывает всего несколько метров (отмели Савинкова). Максимальная глубина - 121 м - зарегистрирована к юго-востоку от острова Кери.

Береговая линия северного побережья похожа на фьорд: узкие заливы моря чередуются со скалистыми выступами кристаллического фундамента; есть также много небольших скалистых островов. Южный берег врезан в палеозойские осадочные породы. Северо-Эстонский Клинт граничит с впадиной залива с юга.Верхняя часть откоса, обнаженная над уровнем моря, продолжается под морем с одной или несколькими террасами до глубины от 100 до 150 м ниже уровня моря

Впадина Финского залива и Северо-Эстонский Клинт образовались в результате размыва дочетвертичных крупных рек. Мягкие вендские и кембрийские глины и песчаники, которые когда-то обнажались в южной части Финляндии и повсюду на дне Финского залива, подверглись эрозии.Эрозии препятствовали более прочные ордовикские известняки, образующие высокую клинтовую террасу и защищающие нижележащие более мягкие породы от быстрой эрозии. Это обеспечило сохранение Северо-Эстонского плато и Северо-Эстонского глинта. Клинтская окраина и террасы были размыты континентальным льдом. Озеро Балтийского льда, образовавшееся после отступления ледника и последующих стадий развития Балтийского моря, омывало основание глинта, подвергая его постоянной медленной эрозии.

Современная береговая линия северной Эстонии отражает поля друмлинов северо-западного-юго-восточного направления рельефа коренных пород.К западу от Таллинна крупнейшими полуостровами являются полуостров Пакри и полуостров Суурупи. Группа небольших заливов между полуостровами Суурупи и Виймси называется Таллиннским заливом. Самый большой остров в этой бухте - остров Найссаар.

К востоку от Таллинна и к западу от Лахемаа находятся полуострова Виймси и Ихасалу, а также заливы Ихасалу и Колга. Остров Аэгна расположен к северу от полуострова Виймси. Несколько небольших островов в заливе Колга включают острова Акси, Койпсе и Рамму, а к северу в открытом море - острова Прангли и Кери.Соседняя часть побережья на востоке, известная как Лахемаа, включает полуострова Юминда, Пяриспеа, Кясму и Верги, а также заливы Хара, Эру и Кясму. Самый большой остров к северу от побережья - остров Мохни.

К востоку от Лахемаа береговая линия близка к прямой; единственными серьезными отклонениями являются полуостров Летипеа и залив Кунда возле Кунды. Остров Вайндлоо - самый северный остров Эстонии - расположен к северу от полуострова Летипеа.

Воды Финского залива - одни из самых пресных в Балтийском море. Соленость солоноватоводных вод снижается с 6 ‰ в западной части до 2 ‰ в восточной части залива. Наибольшие колебания уровня воды происходят в восточной части залива. Когда сильные западные ветры вызывали наводнения в Санкт-Петербурге, уровень воды на побережье Эстонии обычно поднимался на 1,5–2 м над средним уровнем моря.

Поскольку Финский залив является континентальным и имеет довольно низкую соленость, его восточная часть в некоторые зимние месяцы покрыта льдом.Это может нарушить судоходные маршруты зимой. На северо-западном побережье Эстонии ледовый период обычно на месяц короче, чем в Нарвском заливе. В более теплые зимы на северо-западе Эстонии нет ледяного покрова.

Крупнейшие гавани Финского залива - Хельсинки в Финляндии, Санкт-Петербург в России и Таллинн в Эстонии. Благоприятные ледовые условия и глубокие заливы открывают хорошие перспективы для гавани Палдиски. Примечательной грузовой гаванью является Кунда.Несколько небольших гаваней доступны для международного использования.

В Финском заливе ведется промышленный промысел трески, кильки и балтийской сельди.

Подробности об этой статье

Автор (ы): ------------
Создано: 23.04.2001 17:15
Изменено: 28.09.2012 16:14

.

Hyppää sisältöön