Как настроить фрикцион на катушке
Как настроить катушку - важные настройки безынерционной катушки
В данной статье речь пойдет о настройке именно безынерционных катушек. Чтобы правильно настроить такую катушку, а точнее ее фрикцион, сначала необходимо установить ее на удилище, потом правильно намотать на нее леску, и уже после этого заниматься настройкой фрикционного тормоза.
Для опытных рыбаков всё это кажется довольно простым, но для новичков данная информация будет очень ценной. Итак, начнем с установки безынерционной катушки.
Если вы хотите более подробно разобраться в теме катушек для спиннинга, советуем нашу статью - катушки для спиннинга.
Как установить катушку на удилище
Устанавливается катушка предельно просто, и проблемы с этой процедурой не должны возникнуть даже у абсолютных новичков. Сначала нужно открутить крепление, затем катушка вставляется в специальный держатель, расположенный на рукоятке удилища.
Далее кольцо туго затягивается, и основание катушки впоследствии зажимается. Катушка не должна болтаться, однако важно не переборщить при затягивании, дабы не сорвать резьбу.
Бывает, что в процессе рыбалки держатель катушки немного откручивается, поэтому время от времени подкручивайте его.
Как намотать леску на безынерционную катушку
Протягиваем конец лески через все кольца удилища, начиная с самого маленького на вершинке спиннинга;
Откидываем кольцо лесоукладывателя и привязываем леску к шпуле, применяя надёжный самозатягивающийся узел;
Далее начинается непосредственно сам процесс наматывания лески. Для этой процедуры необходимо обеспечить небольшое натяжение лески, в чём может помочь напарник или же можно положить моток в карман и пропускать леску сквозь пальцы руки, которая удерживает удилище (другой рукой вращаете ручку катушки).
Слишком сильное натяжение также нежелательно, так как оно может повлечь за собой образование узлов или попросту неравномерность намотки.
Прекращают процесс наматывания лески тогда, когда до краёв шпули остаётся примерно 2-3 мм свободного пространства. Больше лески наматывать не стоит, иначе в дальнейшем могут образовываться те же узлы, запутывания, соскальзывание лески во время заброса.
По окончанию рыбалки рекомендуется всегда делать «холостой» заброс, а затем в положении удилища перпендикулярно земле неспешно наматывать леску, чтобы та немного просушилась и ровно легла на шпулю.
Что такое бэкинг на катушке?
Чтобы ответить на данный вопрос, сперва необходимо разобраться в самих шпулях катушек. Существуют катушки с глубокой и неглубокой шпулей. Глубокие шпули применяются для намотки толстых лесок, а неглубокие – для тонких лесок. Возникает вопрос – как правильно намотать тонкую леску на глубокую шпулю.
Намотка должна быть такой, чтобы леска заполнила шпулю почти полностью, чтобы от конца бортика шпули оставалось всего 2-3 мм до лески. В случае с использованием тонких лесок на глубокие шпули, необходимо предварительно намотать на шпулю вспомогательную леску, эта леска и называется бэкингом. Таким образом, мы заполним внутреннюю часть шпули, а сверху будет тонкая леска, которой мы и будем ловить.
Если вы собираетесь ловить на тонкие плетеные шнуры, очень советуем выбирать катушки от Shimano и Daiwa. В их ассортименете множество подходящих катушек по различным ценам.
Намотка шнура на шпулю с бэкингом
Интересная информация в статье: бюджетные катушки под спиннинг
Как настроить фрикцион катушки
Грамотно настроив катушку, вы сведёте к минимуму возможность обрыва лески и сможете вываживать крупную рыбу. Все модели безынерционных катушек оснащаются фрикционным тормозом, позволяющим регулировать усилие.
При нагрузке шпуля катушки прокручивается и леска понемногу стравливается, что позволяет «гасить» резкие и сильные рывки рыбы. Фрикцион может быть передним (расположен сверху на шпуле) и задним (снизу катушки).
При настройке фрикционного тормоза необходимо ориентироваться на параметр разрывной нагрузки лески. Так, если последний составляет около 7-8 кг, то фрикцион настраивается на 4-5 кг. В случае рывка рыбы сработает механизм фрикционного тормоза и катушка «отпустит» некое количество лески, обезопасив вас от обрыва снасти.
С целью настройки фрикциона применяются чаще всего обычные грузики с определенным весом, которые цепляют на конец лески. Хотя многие рыбаки практикуют настройку фрикциона иным способом, прямо перед рыбалкой. Для этого спиннинг полностью оснащается и приводится в рабочее состояние, а затем приманка с крючком зацепляется за дерево или иной статичный объект.
Далее нужно немного отойти и натянуть спиннинг будто бы при вываживании потенциального улова, и, достигнув максимального натяжения, при котором удилище сгибается в дугу, отпустить фрикционный тормоз до срабатывания трещотки. Не переусердствуйте, иначе вместо настроенного фрикциона можно получить лишь сломанное удилище.
Существует два типа фрикционного тормоза: передний и задний. Передний фрикцион более точный и надежный, задний фрикцион более удобен в настройке. Более подробно про фрикционы читайте в статье - фрикционные тормозы.
В заключение ещё раз отметим, что никаких особых навыков и знаний для закрепления и настройки катушки не требуется. Данные процедуры достаточно просты в исполнении, однако при этом очень важны, ведь именно от надёжного крепления и правильной настройки катушки во многом зависит успешность ловли и сохранение снастей.
Статьи по теме:
Оснастки для спиннинга (Техас, Каролина, дропшот) |
Рыболовные узлы и поводки, прочность узлов |
Как разбирать и смазывать катушку |
Ловля на джеркбейты |
Ловля на поверхностные приманки (глиссеры) |
Ловля на пропбейт (приманка с пропеллером) |
Как выбрать поппер, на что обращать внимание при выборе |
Ловля на девон(уникальная блесна с пропеллером) |
Cпиннербейт своими руками, (изготовление и ловля) |
Рыболовные самоделки своими руками
Своими руками 16 тыс. просмотров |
|
Рейтинг зимних блесен для ловли на окуня
Зимняя рыбалка 13 тыс. просмотров |
|
Обзор лучших балансиров для зимней рыбалки
Зимняя рыбалка 1454 просмотров |
|
Ловля на мормышки: разновидности, снасти, техника ловли
Зимняя рыбалка 19 тыс. просмотров |
|
Виды рыбопоисковых эхолотов для рыбалки
Эхолоты 19 тыс. просмотров |
|
Обзор алюминиевых лодок для рыбалки
Лодки 14 тыс. просмотров |
|
Обзор и рейтинг эхолотов для рыбалки
Эхолоты 7 тыс. просмотров |
|
Как выбрать катушку для спиннинга?
Катушки 10 тыс. просмотров |
|
Электромоторы для надувных лодок(обзор)
Моторы 3 тыс. просмотров |
|
Алюминиевые катера для рыбалки
Лодки 8 тыс. просмотров |
|
Какую катушку выбрать для фидера - обзор характеристик
Фидер 19 тыс. просмотров |
|
Характеристики и возможности фидерных удилищ
Фидер 6 тыс. просмотров |
|
Рейтинг карповых катушек с байтранером
Карпфишинг 9 тыс. просмотров |
|
Лодка для рыбалки: на что обращать внимание при пркупке
Лодки 21 тыс. просмотров |
|
Как выбрать мотор для лодки?
Моторы 3 тыс. просмотров |
|
Классификация воблеров и других приманок
Спиннинг 30 тыс. просмотров |
|
Ловля на силиконовые приманки
Спиннинг 15 тыс. просмотров |
|
Лучшие воблеры на щуку: размер, цвет, проовдка
Спиннинг 4 тыс. просмотров |
|
Ловля фидером на флэт-кормушки
Фидер 8 тыс. просмотров |
|
Самодельная прикормка для леща своими руками
Фидер 21 тыс. просмотров |
|
Ловля спиннингом на раттлины
Спиннинг 3 тыс. просмотров |
|
Как выбрать карповую катушку: обзор и рейтинг
Карпфишинг 14 тыс. просмотров |
Как настроить фрикцион на катушке – правила и особенности
Успех рыбной ловли зависит не только от мастерства рыболова, но и правильного подбора снастей. Более того: некоторые элементы оснастки нуждаются не только в правильном подборе и монтаже, но и точной регулировке. И сегодня мы поговорим о правилах настройки фрикциона на катушках безынерционного типа и немного затронем мультипликаторы.
К сожалению, не все начинающие рыболовы знают о предназначении фрикционного тормоза, а разумно использовать его могут и вовсе единицы. А между тем, грамотно отрегулированный фрикционный тормоз способен спасти от поломки дорогостоящую снасть и помочь выкачать очень весомый трофей.
Зачем нужен фрикционный тормоз?
Все современные безынерционки и мультипликаторы оснащаются фрикционным тормозом. Этот механизм настраивается под определенную нагрузку. Если таковая нагрузка ложится на снасть, включается фрикцион, обеспечивающий выматывание лески. Стоит воздействию ослабеть, и выматывание лески прекращается.
Эта приманка обеспечивает богатый улов даже при плохом клеве!
ПодробнееПравильная регулировка фрикциона обеспечивает:
- Эффективную подсечку без сверхнагрузок на снасть.
- Отработку рывков крупных трофеев при вываживании.
- Сохранность снасти при зацепах.
Правильно настроенный фрикцион позволяет оперировать деликатной оснасткой при ловле экземпляров, превышающих границы тестов. Он необходим при отработке зацепов, особенно частых при ловле хищника в крепях. Словом, при правильном подходе вещь очень полезная и нужная.
Виды фрикционов для безынерционок
Вкратце пробежимся по разновидностям фрикционных тормозов:
- Передний. Фрикционный тормоз этого типа имеет самое простое устройство и применяется преимущественно на скоростных безынерционках. Регулируется он при помощи специального винта, расположенного в передней части катушки. Он встроен в шпулю и отдельной замене не подлежит. К достоинствам этого варианта относятся легкость и относительная дешевизна. К минусам – относительно невысокая надежность и склонность к самозатягиванию. Хороший механизм рассчитан в среднем на шаг в 300 граммов за один щелчок регулировочного винта.
- Задний. Более надежный, но тяжелый и дорогостоящий вариант, которым оснащают силовые катушки. Он расположен позади катушки, там же вмонтирован и регулятор. Такой фрикцион лучше показывает себя при трофейной ловле благодаря надежности и устойчивости заданных значений, однако регулировка менее точная – в среднем 500 граммов на щелчок.
- Комбинированный. Это катушки одновременно с передним и задним фрикционом, которые переключаются благодаря байтраннеру. Такие катушки очень надежны и удобны, но, к сожалению, дороги и тяжелы. Их используют преимущественно при пассивной ловле.
Настройка фрикциона безынерционки «под максимум»
Существует масса мнений по поводу использования фрикциона. Одни рыболовы утверждают, что он снижает спортивный накал ловли, предпочитая сражаться даже с крупными трофеями на максимально зажатом механизме. Другие, напротив, настраивают его настолько слабо, что он включается в работу даже при поклевке 200-300-граммовой щучки-травянки.
Что ж, это их точка зрения, имеющая право на жизнь. И универсальных советов тут быть не может: грамотный рыболов оперирует фрикционом избирательно, под себя, да еще и подгоняет его под условия ловли.
Однако если вы еще не обладаете достаточным опытом и чувством снасти, стоит регулировать тормоз «под максимум» в соответствии с заявленной производителем разрывной нагрузкой лески.
Для корректной настройки потребуется груз соответствующей массы. Он должен быть слегка легче, нежели установленная для лески нагрузка на разрыв. Идеальное значение в 70-80% от этой нагрузки (например, для лески с прочностью на разрыв в 7 кг берем груз в 5-6 кг).
Настройка выполняется на полностью снаряженном спиннинге (фидере, донке). Действуем следующим образом:
- Снаряжаем снасть и крепим груз к леске (либо цепляем за крючок приманки).
- Располагаем груз на полу на расстоянии нескольких метров от себя. Оптимальна любая ровная поверхность.
- Затягиваем фрикцион полностью и отпускаем на один щелчок (отпуск даст некоторый запас, необходимый для амортизации).
- Имитируем подсечку и начинаем подмотку лески (приподнимаем кончик удилища, сохраняя угол примерно в 45о). Иногда поднимают груз по вертикали, но нужно быть осторожными, чтобы не повредить снасть – в таком случае на нее приходятся критические нагрузки.
- Постепенно отпускаем фрикцион, следя за тем, чтобы груз оставался на месте.
- Как только тормоз сработает (вы услышите звук трещотки, леска начнет выматываться), прекращаем регулировку.
Многие рыболовы настраивают фрикцион непосредственно на водоеме. Такой точности, как в прошлом примере, достичь не удается, зато тормоз можно отрегулировать конкретно под себя.
Для этого достаточно зацепить крючок за ствол дерева, отойти в сторону на несколько метров и действовать, как в предыдущем случае. Однако здесь маркером правильной настройки являются субъективные ощущения рыболова. Как только удилище изогнулось близко к критическому, потихоньку отпускают регулятор до активизации трещотки.
Регулировка под рыбу
Как уже было сказано выше, опытные рыболовы регулируют фрикцион под себя, в зависимости от условий ловли и предполагаемой добычи. Например, сверхдальние мощные забросы с тонкой оснасткой, которые нередки при ловле жереха, лучше выполнять на ослабленном фрикционе – это снижает риск обрыва лески.
Однако нужно понимать, что ослабленный тормоз снижает эффективность подсечки. Леска стравливается, рывок теряет силу, что очень нехорошо при ловле щуки или судака, славящихся твердым небом. Да еще и мощный хищник, почувствовав неладное, может уйти в растительность или коряги. Это значит, что при целевой охоте на этих хищников желательно затягивать тормоз под максимум.
В принципе, этим можно было бы и обойтись, если бы речь шла об экземплярах весом до 1,5-2 килограммов – ничего регулировать не нужно. Но если клюнет более весомый трофей, фрикционом придется поиграть, отпуская и подтягивая его в процессе вываживания по мере утомления рыбы.
С окунем складывается противоположная ситуация. Губы у этой рыбы мягкие, легко пробиваются на подсечке и могут оторваться при агрессивном вываживании. Это значит, что для окуня (равно как язя, голавля, жереха) нужно настраивать фрикцион более мягко. Не слишком сильно затягивают тормоз и при ловле карпа и прочей крупной мирной рыбы на донные снасти.
Настройка байтраннера
Современные силовые катушки иногда оснащают интереснейшей опцией, байтраннером. Спиннингистам этот механизм особо не нужен, ведь он существенно утяжеляет снасть. А вот для любителей донной ловли или троллинга без него придется туговато. Клюнувший солидный экземпляр может попросту утащить снасть с настроенным на вываживание тормозом. Жесткая фиксация удилища тоже не поможет: или леска оборвется, или сломается бланк. Так что или держать снасть руками, или не сводить с нее глаз, все время находясь поблизости.
Байтраннер – это механизм катушек с двумя фрикционами. Передний обычно настраивают на штатный режим вываживания, то есть, более жестко. Рычаг байтраннера отключает передний фрикцион, задействуя задний, настроенный не столь туго.
При поклевке с включенным байтраннером леска отпускается при незначительном усилии, звучит сигнализатор (хоть электронный, хоть колокольчик), рыбак подбегает к снасти. Далее достаточно провернуть рукоять катушки – и включается передний фрикцион, затянутый на подсечку. При вываживании солидных экземпляров можно периодически включать и отключать байтраннер, выкачивая рыбу. Это гораздо проще, чем в экстремальных условиях играть фрикционом.
Настройка фрикциона на мультипликаторе
Мультипликаторные катушки – высокотехнологичные устройства со сложной системой тормозов. Упор делается на настройку основных тормозных механизмов. Фрикцион подгоняется в последнюю очередь.
При ловле в заброс обычно применяют легкие мультипликаторы, которые иногда пренебрежительно именуют мыльницами. Фрикционный тормоз у них представлен крыльчатой звездочкой, одновременно служащей и регулятором. Механизм настраивают обычно под максимальную затяжку (только не сорвите резьбу в усердии), а затем отпускают звездочкой на пару щелчков. Зачастую подстройка осуществляется в процессе ловли.
Можно использовать груз или метод зацепа, описанные выше. Обратите внимание: испытания на практике показывают, что максимально затянутый фрикцион на таких катушках отпускает леску при значительно меньшей нагрузке, чем заявлено производителем. Это так называемая «защита от дурака»: снасть не сломается даже при максимальной нагрузке на затянутом фрикционе – он все равно начнет стравливать леску.
Теперь о мощных троллинговых катушках. Существует две основных разновидности тормозов для таких мультов: Level Drag (с рычагом) и Star Drag (с крыльчатой звездой и рычагом).
Неправильная настройка фрикциона на мультовой катушке для троллинга является одной из самых распространенных причин всевозможных поломок. Браться за эту процедуру желательно в том случае, если вы обладаете хотя бы минимальным опытом в этой сфере. Первое – нужно чувствовать «поведение» тормоза при различных усилиях, второе – понимать, что устройство фрикционов мультов зачастую отличается.
Нужно запомнить, что фрикцион регулируется только на полностью освобожденной шпуле (рычаг занимает нижнее положение). В крайнем верхнем положении рычага фрикцион удерживает шпулю максимально (то есть настолько, насколько вы настроите этот механизм). Некоторые рыболовы выставляют верхнее положение рычага под максимальную нагрузку, но это чревато поломкой снасти, особенно если в запале вываживания оперировать переключением рычага.
Если в механизме имеется крыльчатая звездочка, то нужно высвободить и ее, повернув на себя до упора. Далее нужно отпустить и постепенно подкручивать регулятор, досылая рычаг в промежуточное (рабочее) и верхнее положение, проверяя степень прилагаемых усилий и достигая оптимальных значений. Под рабочим положением подразумевают позицию, которую занимает рычаг при осуществлении троллинга. При осуществлении троллинговой проводки затягивать рычаг под максимум точно не стоит.
Советы начинающим
Надеемся, вы освоили основные правила обращения с фрикционным тормозом, настало время для финальных советов:
- Собирайте снасть по правилам. Следуйте рекомендациям производителя: подбирайте удилище, катушку и леску в соответствии с тестом приманки. При недостатке опыта и использовании разнородных элементов оснастки никакой фрикцион не спасет леску или удилище от повреждений.
- Выбирайте брендовые катушки. Безымянный контрафакт или откровенные подделки для более-менее комфортной ловли непригодны. Они неравномерно укладывают леску, легко повреждаются, а фрикцион самопроизвольно зажимается в процессе ловли.
- Помните о возможности регулировки во время рыбалки. Ориентируйтесь по ситуации: ослабляйте фрикцион при вываживании очень сильных экземпляров, постепенно затягивая его все туже.
- Не превышайте установленный максимум. Мы рассказали, как правильно затягивать тормоз под тест лески, но не утягивайте его еще туже – это небезопасно для снасти. Кстати говоря, некоторые катушки и вовсе нельзя затянуть наглухо – производитель оставляет резерв для защиты снасти.
- Оставляйте тормоз на хранение не затянутым. Приехали с рыбалки – приведите снасть в порядок и отпустите фрикцион – так он прослужит дольше.
Желаем вам клевой погоды, хорошего улова и целых снастей, уважаемые коллеги по хобби!
Рыболовы удивляются, почему у меня клюет, а у них нет? Только для вас раскрываю секрет: все дело в чудо-приманке!
ПодробнееКак настроить катушку для спиннинга и отрегулировать фрикцион
Чтобы грамотно настроить катушку для спиннинга рыболову нужно выполнить ряд несложных подготовительных манипуляций, способствующих сборке спиннингового удилища. Для опытного спиннингиста это стандартные и хорошо отработанные действия, не занимающие много времени, а вот для начинающего рыболова операции требующие практики и выработки устойчивого навыка. Комплектация спиннинговой снасти включает приобретение самого удилища, а также катушки и основного шнура. Все эти элементы приобретаются по отдельности, впоследствии, в определённом порядке собираясь в снасть.
На шпулю безынерционной катушки наматывается основной шнур, а катушка жёстко соединяется посредством специального приспособления, входящего в конструктив комля удилища. Заключительной операцией считают настройку фрикциона катушки. Простой алгоритм и в плане запоминания последовательности действий и самой практики быстро отрабатывается уже после пары практических занятий.
О том же как технически правильно выполнять все эти операции будет представленная читателю далее статья. Опытному рыболову она в очередной раз напомнит о нюансах сборки, а начинающему рыболову поможет самостоятельно подготовить к рыбалке спиннинговую снасть.
Как намотать леску
Шнур на шпулю механизма наматывают после закрепления катушки на спиннинге. Эту операцию можно сделать самостоятельно, а можно с помощью товарища, что намного упрощает процесс, не требуя дополнительных действий и использования приспособлений. Изначально спиннинг собирают на всю длину удилища и начиная с тюльпана, самого первого кольца на квивертипе снасти, пропускают шнур до самой шпули. К шпуле шнур крепят, применяя методику вязки самозатягивающегося узла. Связав узел, и затянув его на основании шпули, кончик свободной лески отрезают до остатка не более 2 мм, так как более длинный хвостик может мешать сбросу нити в процессе забросов, притормаживая её сход. Далее осуществляют намотку нити. При этом шнур должен быть в постоянном натяжении.
Самозатягивающий узел
Важно! Сила натяжения шнура должна способствовать свободному вращению ручки катушки осуществляющегося без приложения ощутимых усилий.
Напарник может придерживать леску с определённым натягом, что упрощает намотку. При его отсутствии бобину с нитью укладывают в карман, пропуская нитку между пальцами руки удерживающей спиннинг и таким образом одновременно регулирующими натяг лески. Если позволяют возможности, леску можно размотать на всю требующуюся длину и привязав свободный конец к дереву или другому неподвижному предмету производить сматывание катушкой, постепенно проходя всю длину шнура до места его крепления. Намотанная леска не должна доходить до края высоты шпули на 2-3 мм, что предотвращает самопроизвольный сброс колец нити при забросах.
Как установить катушку на спиннинг
Надёжно и быстро установить катушку на спиннинг позволяет универсальность крепёжных элементов удилища и самого механизма. На безынерционках конструктивно предусмотрено наличие так называемой крепёжной ноги, а на комле спиннингового удилища приспособления для захвата этой детали катушки.
Стоит отметить, что крепёжный механизм на спиннинге может быть выполнен в двух вариантах: приспособление с использованием червячной передачи и приспособление, основанное на захвате ноги силой пружинных прижимов. Предпочтение стоит отдавать крепежам на основе червячной передачи. Перед установкой катушки проверяют соответствие по габаритам опор ноги механизма и посадочных гнёзд крепления на удилище.
Важно! Нога должна плотно, но без натяга заходить в крепёжные пазы.
Крепление на комле снасти разводят для свободной постановки катушки и зажимают таким усилием, чтобы при взмахах удилищем не чувствовалось люфта и пошатывания механизма. Излишний же зажим чреват деформацией и трещинами на прижимных элементах или поломкой опоры ноги.
Как настроить фрикцион катушки
Установив механизм на спиннинг с намотанной на шпулю леской, остаётся лишь правильно отрегулировать катушку спиннинга. Регулировка заключается в настройке фрикционного тормоза на параметры, способствующие предотвращению разрыва лески от возникающих избыточных нагрузок на шнур в результате вываживания рыбы или освобождения приманки от зацепа.
Важно! Зная величину разрывной нагрузки лески, тормоз выставляют на одну треть ниже от этого предельного значения.
В домашних условиях, в идеале настроечного процесса, эти значения вычисляют, применяя соответствующие величинам грузы. Груз критической массы соединят со шнуром и натягивая леску, выставляют нужное значение фрикциона прижимая или отпуская механизм. На водоёме настройку делают, оснащая леску приманкой, фиксируя её зацепом крючков за близь находящееся дерево или иной статичный предмет.
Отойдя со спиннингом от приманки на 5-7 метров, производят натягивание лески при полностью зажатом фрикционе до момента, когда спиннинг начнёт сгибаться в дугу. Далее плавно отпускают фрикцион до срабатывания трещотки. Такая методика помогает избежать не только обрыва лески, но и предотвращает поломку бланка. После завершения регулировки фрикциона можно приступать к лову не опасаясь возникновения запредельных нагрузок на снасть, компенсирующихся в процессе вываживания или зацепа автоматически срабатывающим механизмом.
что это такое и для чего нужен? Как пользоваться фрикционным тормозом? Нагрузка. Как работает задний и передний фрикцион?
Прообраз безынерционной катушки создан в начале XIX века Джорджем Снайдером. Он разработал катушку, в котором шпуля вращалась в несколько раз быстрее вращения ручки. Развиваясь и совершенствуясь, это изобретение приобрело новые функции. Теперь рыболовная катушка – это не только устройство для наматывания лески, а сложный инструмент. Фрикцион на катушке дал статус сложного инструмента безынерционной катушке. Рассмотрим подробнее, что такое фрикцион на катушке и как им пользоваться.
Что это такое и для чего он нужен?
Фрикционным тормозом называется плавный тормоз обратного хода. На безынерционной катушке используется для защиты снастей от повышенной нагрузки и сглаживает рывок во время подсекания рыбы. Во время рывков вес добычи увеличивается, что может привести к разрыву лески, а значит, леску нужно ослабить. Сделать это можно только длительным вываживанием, используя правильно отрегулированный фрикционный тормоз.
В отличие от инерционных катушек с фиксированным обратным ходом, в безынерционных устройствах применяется фрикцион. При рывке или сильном сопротивлении рыбы нагрузка на катушку увеличивается, он стравливает часть лески, ослабляя нагрузку. Рыба не получает полную свободу для плавания, а испытывает заданное рыбаком сопротивление фрикционного тормоза.
Как работает?
Фрикционный тормоз срабатывает, когда нагрузка на безынерционной катушке превышает заданное значение. Когда нагрузка уменьшается, подмотка лески продолжается в обычном режиме. Нагрузка для срабатывания тормоза выставляется регулировочным болтом с передней или тыльной стороны, в зависимости от того, какое устройство катушки используется. Правильная настройка тормоза на мультипликаторной катушке часто спасает снасть от падения в воду при поклевке крупной рыбы, спасает леску от разрыва.
Плавное, своевременное стравливание лески помогает вымотать рыбу и подвести к берегу или в лодку экземпляр, превышающий по массе разрывную характеристику лески. Настройка фрикциона производится опытным путем.
Обзор видов и их разница
Безынерционные катушки оснащаются передним или задним фрикционом, есть и модели в комбинированном исполнении. Каждый вид комплектации различается в исполнении и функционале. Передний фрикцион устанавливается на шпулю. Настройка тормоза производится затягиванием или ослаблением регулировочного винта. Чаще всего применяется для ловли спиннингом с использованием тонкой лески и легкой приманки. Он обеспечивает тонкий контроль изменения нагрузки, спасает снасть при зацепе за дно водоема и от разрыва при вываживании крупной рыбы.
Он обладает следующими преимуществами:
- тонкая регулировка;
- легкий вес катушки;
- простота конструкции.
Следует отметить следующие недостатки:
- разбалансировка настройки вовремя вываживания рыбы;
- неудобное расположение регулировочного винта;
- высокая цена запасной шпули;
- неудобство замены шпули.
Регулировочная ручка заднего фрикционного тормоза находится на тыльной части корпуса. Его настройка менее чувствительна и часто используется при ловле крупной рыбы усиленным спиннингом и на фидер. А также задний фрикционный тормоз применяют для защиты снастей от падения удочки с подставки в случае неожиданной поклевки.
Правильно отстроенный задний фрикционный тормоз часто применяется для подсекания рыбы, использования тяжелых приманок и предотвращения разрыва лески.
Преимущества заключаются в следующем:
- удобное расположение регулировочного винта;
- не мешает замене шпули;
- применяется для вылова крупных экземпляров;
- надежен в работе с тяжелыми примаками.
Следует отметить такие недостатки, как:
- большой вес катушки;
- низкая чувствительность регулировки.
Катушки со совмещенным передним и задним фрикционным тормозом используются для длительного вываживания рыбы. После поклевки рыболов переключает катушку с заднего фрикциона на передний и вываживает добычу. Если вес добычи слишком большой и передний фрикцион не справляется, следует снова переключиться на задний тормоз. Такая система называется байтраннер. Переключение с переднего фрикциона на задний выполняется изменением положения рукоятки на тыльной стороне катушки. Универсальность такого подхода позволяет вываживать рыбу различного размера, защищает от разрыва в случае зацепа за дно водоема и сильных рывков рыбы.
Нужно обратить внимание на следующие преимущества:
- универсальность при выборе снасти;
- надежность в работе.
Не стоит забывать о следующих недостатках:
- большой вес катушки;
- сложность конструкции;
- цена.
Рыболов выбирает катушку, исходя из собственного стиля рыбного лова. Для рыбалки на легкие снасти лучше использовать катушки с передним фрикционом. Если же планируется охота на крупную и сильную рыбу, то не обойтись без заднего фрикционного тормоза. Рыбалка на горной речке может подразумевать как поимку хариуса (200–300 граммов), так и ловлю тайменя весом в 30 килограмм.
Катушка с комбинированным тормозом позволит производить только замену поводков под размер рыбы, оставляя леску на катушке, при этом сохранится контроль вываживания любого улова.
Как пользоваться?
Для получения нужного результата от использования катушки с передним или задним фрикционным тормозом необходимо выполнить ее правильную настройку. Нужно учитывать, что в работе леска выходит из удил под углом и нагрузка на участке от удочки до приманки больше чем на рыболовной катушке. Поэтому регулировка тормоза осуществляется в сборе катушки, лески и удочки. Передний фрикцион настраивается стягиванием регулировочного винта и фрикционных шайб, при этом шпуля зажимается, увеличивается сопротивление ее вращения до нужного значения. Правильно отрегулированный задний фрикционный тормоз срабатывает при нагрузке около 80% от номинальной прочности лески под углом 90º, обеспечивая стравливание лески до достижения нагрузки номинала ее прочности.
Порядок настройки переднего фрикционного тормоза выглядит так:
- установить на удилище безынерционную катушку и леску в рабочее положение;
- закрепить конец лески за неподвижный объект;
- ослабить фрикционный тормоз;
- развернуть удочку или спиннинг под углом 90º по направлению к месту зацепа;
- натянуть леску до срабатывания тормоза;
- подбирать леску и затягивать регулировочный винт до достижения срабатывания при нужной нагрузке.
Нагрузка срабатывания переднего фракционного тормоза рассчитывается от размера приманки и веса предполагаемого улова. Учитывается и прочность лески. Нагрузку срабатывания для заднего фрикционного тормоза следует выставить в пределах 80% от прочности лески или удила. Основной его функцией при ловле рыбы будет гашение резких рывков, усиление сопротивления если на катушке останется мало лески. Переключение с переднего фрикционного тормоза выполняется ручкой на тыльной стороне изделия.
Использование безынерционных катушек с фрикционным тормозом многократно увеличивает шансы рыболова на успех, а именно:
- уменьшает количество сходов рыбы;
- сохраняет приманку и целостность лески.
Основная доля успеха зависит от опыта рыбака и его умения обращаться с рыболовными снастями. Для получения желаемого результата нужно:
- использовать приманку, соответствующую запасу прочности лески, удилища и катушки;
- содержать снасти в чистоте;
- хранить рыболовецкий инвентарь в рекомендуемых условиях;
- производить правильную настройку снастей;
- выдерживать угол наклона удила.
О том, как настроить фрикцион безинерционной катушки, смотрите в следующем видео.
Регулировка фрикционного тормоза спиннинговой катушки
В какой то момент своей карьеры каждый рыболов сталкивается с вываживанием достаточно сильной рыбы. При этом далеко не самую последнюю роль играет правильно подобранная и настроенная спиннинговая катушка, особенно ее фрикционный тормоз. Иногда варьирование настройки фрикционного тормоза может существенно повлиять на исход противостояния рыболова и рыбы. Именно поэтому мне захотелось поделиться всевозможными тонкостями в этом вопросе. Читатель сможет посмотреть на актуальную тему с разных сторон, в том числе и со спортивной.
Затянут,... перетянут,... недотянут... да, действительно это так - фрикцион фрикциону рознь. И можно сказать, что от этого узла в спиннинговой катушке достаточно часто зависит все. Т.е. окажется хищник в ваших руках или "дерзко посмеется” над вами. Бесспорно, очень многое зависит непосредственно от ваших действий, но хотелось бы обратить внимание на один очень важный момент. Качество исполнения самого фрикционного тормоза должно быть на высоте. На сегодняшний день выбор рыболовных товаров настолько велик, что даже среди самых недорогих моделей можно подобрать вполне сносную катушку с фрикционом, может и не лучшего качества, но уж, по крайней мере, исправно выполняющую свою прямую задачу.
Акцентировав внимание на этом моменте, можно сказать, что качество исполнения фрикционного тормоза — это не прихоть, не дополнительный бонус, а серьезный показатель, заслуживающий должного к себе внимания.
Так как же быть? Разные спиннингисты говорят по-разному. Одни ловят всегда и везде с полностью затянутым фрикционным тормозом, и если уж трофей действительно ТРОФЕЙ, то только тогда в работу вступает фрикционный тормоз. другие скажут: "....бред и чушь! Тормоз должен быть максимально расслаблен, чтобы предотвратить обрыв лески и сход рыбы".
Дело в том, что здесь нет усредненного значения в степени затягивания фрикционного тормоза. Будут правы и те, и другие, и даже третьи, которые скажут о необходимости настройки фрикционного тормоза под разрывную нагрузку лески, прочность крючков и всей снасти в целом. Вы, наверное, решили, сколько людей, столько и мнений? Да, так, но немного и не так. Дело в том, что у большинства спиннингистов есть определенные предпочтения в виде ловли. Вот, например, кто-то ловит только тяжелыми приманками, кто-то - сугубо ультралайтом. Исходя из условий ловли, складывается некое понятие "правильного фрикциона". Каждый прав в чем-то своем, но применительно только к определенному виду ловли. Поняли, о чем я хочу сказать: не существует одного абсолютно верного "шаблона", каждый находит наиболее удобную настройку фрикционного тормоза для себя, поэтому и появляются столь разные, порой очень противоречивые высказывания. Собственно об этом и поговорим. Исходя из разных условий, я предложу вам некоторые схемы настройки фрикциона и непосредственно стили вываживания, которые практикую сам. А уж вам решать, что вам при годится, а что вы посчитаете "недостойным существования".
Покопавшись в своих мыслях и дневниках, я пришел к выводу, что первоначально уместнее всего было бы разделить тему на два направления — ловля накоротке и дальней дистанции. В принципе, именно такое разграничение мне кажется наиболее удачным. Вроде бы выделил только два варианта, можно сказать две схемы. Но не все так просто, как может показаться с первого взгляда, как и везде, здесь есть множество тонкостей.
Дальняя дистанция
Если говорить о каких-то конкретных цифрах, то мне кажется, граница эта находится где-то около 50 метров. Т.е. под ловлей на дальней дистанции стоит подразумевать расстояние от 50 метров и более. дело в том, что именно начиная с 50- 60 метров многоволоконный шнур (а в данной ситуации на 99 % я пользуюсь только им) ведет себя уже немного по-другому. Точнее, вся снасть ведет себя по-другому. Отсутствует некая повышенная жесткость, в отличие от применения плетеной лески при ловле накоротке. Но здесь сразу стоит немного оговориться: речь идет о деликатной ловле, даже на таком расстоянии. Спиннинг максимум до 25-30гр. по тесту, до статочно тонкий шнур(0,1 - 0,12мм), который в первую очередь и обеспечит необходимую дальность заброса. Соответственно и вес используемых джиг-приманок до 24-25гр. При грамотной сбалансированности такого комплекта не зазорным будет покорение и девяностометровой отметки... Я, скорее всего, не сильно ошибусь, если скажу, что данный набор является неким "универсальным солдатом" для джиг-спиннингиста средней полосы России. Он выручит вас, как при ловле на больших озерах с берега, так и на водохранилищах, если это береговая рыбалка. Если для Оки в некоторых местах может не хватить запаса мощности, то для Москвы-реки как летом, так и зимой окажется весьма кстати.
Я неспроста так подробно описал предполагаемую снасть, далее вы все поймете.
Ну, а теперь, как говорится, к сути. Было в свое время множество экспериментов, побед, промахов и неудач. Теперь, (наступив на одни и те же грабли по несколько раз!), я уже могу построить некоторую систему вываживания.
Амортизация спиннинга при подсечке, некие слабые, но амортизирующие свойства самого шнура сильно сказываются на качестве подсечки при такой дистанции. А если еще и фрикцион катушки стравит в этот момент пару метров, нет никакой уверенности в том, что крючок надежно вошел в пасть хищника. Собственно вы уже поняли, к чему я хочу подвести. Конечно, я выставляю тормоз таким образом, что даже при самой мощной просечке он "молчит". И негатива здесь достаточно много: клюнет солидный, скоростной хищник — прощай приманка, или поклевка произойдет под ногами, ситуация может повториться: или сход..., или разогнутый крюк..., обрыв снасти. Да, это так, но если основная ловля проходит "за горизонтом", масса поклевок тоже там, то это лучший вариант настройки фрикциона из мной опробованных. Итак, фрикцион затянут, основная масса поклевок "на дальней бровке", хищник не отличается слоновьим весом и скоростью меч-рыбы. НУ..., вот она, долгожданная поклевка, подсечка...
Далее есть два сценария.
Первый вариант
Хищник действительно крупный и без боя сдаваться не намерен. В этом случае я сразу достаточно сильно ослабляю фрикцион, после чего следует медленное и очень нежное вываживание. Пока мы визуально не определим надежность сцепки приманка-хищник, давать чрезмерную нагрузку и форсировать вываживание не стоит.
И вот мы видим уже все своими глазами:
Крюк надежно сидит в пасти, значит можно не затягивать процесс и ускорить вываживание.
Если крючок зацепился за тоненькую пленочку с краю пасти (и такое бывает) — следует понадеяться на удачу, свести нагрузку к минимуму и ни в коем случае не выводить на поверхность. Иначе - один взмах головы хищника, и приманка полетит в одну сторону, а хищник отправится в другую.
Второй вариант
По предварительным ощущениям рыба невелика, позволяет просто тащить ее на себя. Тогда на первом этапе оставляю фрикцион в покое, но как только хищник оказывается около берега (около 30 метров), ослабляю фрикцион до разумного минимума и аккуратно подтаскиваю рыбку. После визуального контроля можно предпринимать соответствующие меры. Либо еще более мягкое вываживание, либо можно немного ускорить процесс. Конечно, как и в любом правиле, здесь есть свои исключения. Если покопаться, то и здесь можно найти много негатива. Но, поверьте, именно данный подход позволил мне в течение последних нескольких лет выловить гораздо больше хищника, соответственно и занять более высокие места на соревнованиях. Именно по данной схеме (не отступая от нее ни на шаг) я "работал" оба дня Бронницких соревнований осенью 2004 года. Еще один момент, о котором не стоит забывать: важно поймать баланс времени, т.е. слишком затягивать вываживание не стоит, но и сломя голову крутить ручку катушки тоже не совсем правильно. Очень сложно найти здесь золотую середину, но очень нужно. Всегда следует четко расставлять приоритеты: если по прогнозу за день вы увидите не более 5 - б поклевок и поймаете до 3 - 4 хищников, я считаю, можно и повозиться с каждым. Но, если количество рыбы исчисляется в десятках, только больше времени потратите на вываживание, а поймаете меньше.
Но, о чем это я — все соревнования, да соревнования. Ловите и получайте удовольствие!
Ловля накоротке
Ориентировочная дистанция заброса до 30 - 35 метров. Стоит повториться, что цифра эта весьма условная и спорная. Если бы лично меня спросили, что я подразумеваю, говоря "ловля накоротке", то для меня - это ловля непосредственно под ногами. Около 40 % забросов — это максимум до 20 - 25 метров, а остальные 60% - до 15 метровой отметки.
В этом разделе стоит упомянуть одну очень важную деталь. Ведь и при основном упоре на хищника, когда в руках у вас достаточно серьезное удилище, практически нерастяжимый шнурок, поклевка может произойти и непосредственно у вас под ногами. Фрикцион затянут, мощная снасть... - поверьте, в половине случаев ни к чему хорошему это не приведет. А если вам еще и так крупно повезет, что под ногами сядет приличный, да еще и достаточно резвый хищник — пиши, пропало, даже до фрикциона рука не успеет дотронуться. Либо сход, либо разогнутые крюки, либо провисший шнур... - выбирайте, что душе угодно. Трофея вам все равно не видать. Может быть, я немного и сгустил краски, но сделано это лишь для того, чтобы показать всю серьезность темы. Конечно, я не буду спорить, что пока вы ловите мощным спиннингом, солидной плетенкой, да и крючки у вас "не промах", мало какая рыба будет способна нарушить целостность снасти. Но вот само количество сходов с затянутым фрикционом возрастет на порядок. Есть у меня и два очень показательных примера, как говориться, смотрите, и не повторяйте чужих ошибок. Оба эпизода развернулись на всем известной речке Пехорка, известной не только экологией, обилием разнообразного хищника, но и трофейными экземплярами.
Первый случай произошел практически в самом начале зимы сезона 2004 года. Приурочен он к нижнему течению речки. Достаточно мощный спиннинг Avid до 14 г, плетенка с разрывной нагрузкой 2,5 кг, размер катушки - 2500... Ловил бы я себе и ловил на достаточно участке, к тому же и на рыбалку приехал всего-то на пару часиков. Нет, меня угораздило сбегать вниз по течению, оценить, как дела там. Хотел сопоставить... до этого ловил с пологого берега окуня до 350-400 г. Большинство поклевок приходилось на зону под противоположенным берегом. Фрикцион настроишь слабо — окунь беспрепятственно начинает "сплавляться" вниз по течению, сильно затянешь - высок риск обрыва лески при попадании приличной рыбы. По этой причине пришлось искать ту тонкую грань настройки, при которой рыбку вытащить можно, ну а при поклевке более крупного хищника предполагалось, что тормоз будет травить исправно. Так вот, спускаюсь я ниже по течению, пологий берег сменяется обрывистым, ловлю на небольшие воблерочки. Вот и место интересное, годами проверенное - мощная "обратка" с приличной глубиной. Здесь я всегда ловил несколько штук. Вот и первая проводка, за ней вторая... а поклевок все нет, реакция начинает притупляться. Как всегда, именно в этот момент, непредвиденная ситуация. На завершающей стадии проводки, когда лески уже остается совсем ничего — около 2 метров, из глубины, практически вертикально поднимается эдакий исполин, весом 600 - 700 г.
Какая там работа фрикциона — окунь заметил меня только после того, как воблер уже надежно сидел в его пасти. Мгновенный рывок на середину реки, и леска провисла... - один из моих любимых воблерочков от Rebel навсегда простился со мной. Немного ошибочно полагать, что степень затягивания фрикциона можно подрегулировать во время вываживания. Конечно, в ряде случаев это возможно, но, поверьте, — в вышеуказанном примере у меня и мысль такая проскочить не успела, как я лишился рыбы, приманки и небольшого количества нервных клеток.
Второй эпизод связан уже с верхним течением этой забавной речки. Ловля на джиговые приманки, вес - минимальный для данных условий (3 г), опять же плетеная леска, спиннинг подчеркнуто быстрого строя. Основной вес окуня находился в пределах от 100 до 200 г. достаточно мелкий хищник, но какое-то засилье травы на дне, из которой просто приходилось выдирать приманку... Конечно, далеко не лучшие условия для ловли на джиг, намного уместнее здесь было бы применение воблеров. Именно с целью найти истину, пробовал то джиг, то воблеры. Словом, при джиговом варианте ловли фрикцион приходилось затягивать немного сильнее. Именно приличным рывком можно было освободить приманку от травы. Моя ошибка оказалась в том, что я не предусмотрел вариант поклевки более весомого хищника. Точнее не так: мысли данного рода всегда и у всех крутятся в голове, но получается так, что им не уделяешь должного внимания. А зря! Вот и в тот раз я решил пренебречь элементом перестраховки, затянув фрикцион немного сильнее положенного. Конечно, именно в такой ситуации и случаются различные казусы. Очень скоро последовала та роковая поклевка, при воспоминаниях о которой, как говориться, сердце начинает биться все чаще и чаще. Вываживание длилось недолго. да вываживания и не было, как такового. После поклевки ошеломляющие чувство нарастающей тяжести. Только я потянулся за фрикционом, с внушающей опасенье скоростью пошел немного от меня и вверх по течению. Я успел сделать только один шаг в сторону движения хищника, фрикцион ослабить таки не удалось. Итог тот же — провисшая леска, правда, приманка осталась со мной. Сход, банальный сход. На приманке никаких следов не осталось.
Можно было бы привести еще массу подобных примеров, но думаю, что упомянутые и так заставят призадуматься, что же лучше. дрожащие руки, оборванная леска, потеря приманки и трофейного экземпляра или те же дрожащие руки (может еще и колени от затянувшегося вываживания), но улыбка на вашем лице, чудесная рыба в руках и великолепная фотография в домашнем архиве.
На самом деле в последнее время я вообще практически полностью отказался от применения многоволоконных шнуров при ловле на ближней дистанции. Уж больно много отрицательного несут они на столь малом расстоянии. Ассортимент монолесок на сегодняшний день настолько широк, что каждый сможет подобрать именно ту, которая отвечала бы его пожеланиям и требованиям места ловли.
Итак, внимание. Теперь именно то, к пониманию чего вы уже и сами пришли, когда дочитали эту статью до конца. Тормоз катушки должен быть затянут достаточно для того, чтобы в данных условиях и при данной снасти, крючок смог с легкостью войти в пасть хищника, но при этом возможность деформации или разрушения элементов снасти была сведена до минимума. Словом, если после подсечки крючок садиться надежно, а фрикцион сразу же начинает стравливать леску, то будьте уверенны — этот узел вы отрегулировали грамотно.
И напоследок, еще один пример. Как говориться, без комментариев. Основной объект охоты — окунь до 250 г. Ловля велась на маленькие воблерочки с “нежными” тройничками. Монолеска 0,13 мм. Фрикцион был настроен таким образом, что даже при вываживании 70 г окуня он временами потрескивал.
И вот очередная поклевка оказалась намного сильнее своих предшественниц, "злодей" не собирался сдаваться без боя. Отчаянно борясь за свою жизнь, достаточно сильными и уверенными рывками, рыбка отправилась под противоположенный берег небольшой речки. Дальнейшее вываживание было достаточно быстрым, но момент удара и последующие несколько секунд (и в первую очередь, из-за скорости передвижения рыбы) буду помнить еще долго. Так вот, когда этот микромонстр (жерешок максимум в 600 г) был извлечен на берег, на переднем тройнике только одно жало смотрело в нужном направлении. Остальные шли практически в параллель с цевьем, на заднем — один крючок оказался разогнутым, а на остальных двух, еле живых, сидел хищник. Работа фрикциона была стабильно хорошая на всех этапах вываживания.
А. Питерцов
Фрикционный тормоз безынерционной катушки - настройка, передний или задний лучше?
Фрикционный тормоз — это одна из самых важных частей любой безынерционной спиннинговой или фидерной катушки. Служит фрикцион для того, чтобы самопроизвольно начать спускать леску с катушки при очень сильном сопротивлении рыбы.Допустим вы ловите рыбу монолеской 0.15 диаметра. А вам на спиннербейт сел огромный жерех весом в 4.5 кг. Скажем прямо, без фрикционного тормоза шансов вытащить такую крупную рыбу, которая способа делать сильные рывки и уходить на глубину — не много. Если бы фрикциона не было — рыба просто бы растянула вашу леску и порвала ее, никакие ваши гасящие движения спиннингом не помогли бы, ведь леска слишком тонка для такой крупной рыбы.
Тут на помощь приходит фрикцион, который вручную настраивается на определенную нагрузку. Если рыба начинает тянуть леску слишком сильно — она начинает стравливаться со шпули. Рыба при этом ощущает сопротивление и тратит силы на то, чтобы попытаться уйти. А в моменты когда рыба ослабевает — вы спокойной можете подматывать ручку катушки и следовательно приближать добычу к лодке или к берегу.
Разновидности фрикционных тормозов
Бывает 2 вида фрикциона:- передний (считается спиннинговым)
- задний (считается фидерным)
У обоих видов фрикционных тормозов есть свои преимущества и недостатки, разберем каждый более подробно.
Передний фрикционный тормоз значительно более чувствителен и может реагировать даже на самые слабые сопротивления лески. Расположен он на передней части шпули. Настраивается путем вращения винта.
Первый недостаток такого фрикциона является не очень удобная настройка в процессе вываживания, значительно проще быстро подкрутить или наоборот ослабить задний фрикцион, тогда как доступ к переднему может быть немного перекрыт леской идущей от лесоукладывателя к первому кольцу удилища.
Второй недостаток переднего фрикциона — менее удобно снимать и заменять шпулю катушки. Передний фрикцион является винтом, которые крепит шпулю, тогда как если в катушке задний фрикцион — шпулю можно сменить одним нажатием на кнопку на шпуле.
Задний фрикционный тормоз менее чувствителен и чаще используется при ловле мощными снастями крупной рыбы на фидер, троллинг или при ловле мощным спиннингом. Позволяет удобно производить настройку даже прямо во время вываживания.
При ловле рыбы от 200 г разницы в переднем или заднем фрикционном тормозе с точки зрения чувствительности нет. Передний фрикцион используется в ультралайтовых снастях, тогда как задний более универсален.
Спиннинги Black Hole — подробный обзор всех линеек лучших твичинговых и джиговых спиннингов.
Оснастка отводной поводок — правила монтажа, техника ловли.
Оснастка дроп-шот — видео связки узла, выбор приманок в следующей статье.
Настройка фрикционного тормоза
Казалось бы в настройке фрикционного тормоза нет ничего сложного. Необходимо настроить фрикцион так, чтобы он начинал стравливать леску только в случае серьезного сопротивления рыбы или при зацепе, чтобы леска не порвалась, удилище не сломалось.
Но настраивать фрикцион нужно буквально в полевых условиях. Дело в том, что усилие, которое необходимо приложить для натяжения лески идущей прямо из катушки и для натяжения лески идущей из последнего кольца спиннингового удилища — разные. Если леска проходит через все кольца и натянута от спиннинга под углом в 90 градусов — усилий для срабатывания фрикциона потребуется значительно больше, нежели при стягивании лески прямиком с катушки. Вот и настраивать нужно катушка в условиях пропуска лески через все кольца.
Идеальный вариант — привязать конец лески к какому-нибудь предмету и потягивая удилище под 90-120 градусов выставить фрикцион, чтобы он срабатывал примерно на 80% нагрузки (при 100% леска порвется). Это обезопасит вас от лишнего схода лески во время вываживания и доставит хищнику максимальное сопротивление.
Как установить перетаскивание на разных барабанах
Что такое Drag Fishing?
Вы забросили удочку, заманили рыбу, клюнули и поставили крючок. Теперь вы готовы наматывать рыбу. Последнее, что вы хотите испытать на этом этапе обучения ловле рыбы, - это ломаная леска. Большинство перерывов можно легко избежать во время рыбалки с перетаскиванием, если научиться устанавливать сопротивление на вашей рыболовной катушке.
Что такое драг-рыбалка? Проще говоря, если вы используете удочку и катушку, а не, скажем, удочку или траление сетью, вы, скорее всего, в какой-то момент отрегулируете сопротивление.
Фрикцион - это просто пара фрикционных дисков внутри рыболовных катушек. Если рыба достаточно сильно натягивает леску, трение преодолевается, и катушка вращается назад, выпуская леску наружу, предотвращая ее разрыв. Вы хотите установить сопротивление рыболовной катушки перед первым забросом в день. Регулировать его во время боя с рыбой может быть сложно. Кроме того, орудия лова обычно не предназначены для регулировки во время рыбалки, поэтому это может привести к повреждению.
КАК УСТАНОВИТЬ БАРАБАН НА ОБЫЧНЫХ БАРАБАНАХ
- Самый простой способ настроить сопротивление вращающейся катушки или катушки спинкастинга - сначала проверить его, потянув рукой * за леску непосредственно над катушкой.
- Увеличьте сопротивление вращающегося колеса, повернув переднюю кнопку регулировки сопротивления на несколько щелчков вправо, если леска выдергивается слишком легко. Если он слишком тугой, ослабьте сопротивление, повернув рукоятку на несколько щелчков влево. Модели с закрытым литьем забоя обычно имеют механизм регулировки сопротивления верхних роликов.
- Если вы не чувствуете, что можете точно оценить силу, вам могут помочь маленькие пружинные весы, такие как те, что используются в Boca Grips или других приспособлениях для обработки рыбы, используемых при ловле и выпуске.Держите удочку под углом 45 градусов и зацепите гирю. Для достижения наилучших результатов настройка перетаскивания должна быть возможна в точке, где леска удерживает от трети до половины своего веса перед перемещением (например, 20-фунтовая леска не должна двигаться, пока крюк не будет удерживать от семи до десяти фунтов).
- Лучше иметь слишком слабое сопротивление и драться с рыбой немного дольше, чем иметь слишком сильное сопротивление и сломать большую рыбу.
КАК УСТАНОВИТЬ БАРАБАН НА БАЙТКАСТЕРЕ
Установка перетаскивания на барабанах-приманках выполняется по тем же принципам, что и при установке перетаскивания на обычных барабанах.Единственное отличие - расположение механизма регулировки сопротивления.
- На большинстве катушек для приманки тормозной механизм имеет звездообразную форму и расположен рядом с катушкой. Как и другие барабаны, поверните вправо, чтобы усилить сопротивление, и влево, чтобы ослабить его.
- Если вы ловите рыбу на плетеную леску, а не на мононить, вам нужно проверить ее, несколько раз обернув ее вокруг ручки плоскогубцев или карандаша, вместо того, чтобы проверять сопротивление голыми руками.Если вы будете тянуть слишком сильно, коса врежется прямо в пальцы.
После того, как вы научились настраивать сопротивление рыболовной катушки, вы готовы приступить к забросу. Посетите здесь, чтобы узнать больше о кастинге.
.Как отрегулировать сопротивление на катушке
Катушка является важным элементом рыболовного снаряжения. Это означает, что вы можете ловить рыбу наматыванием, но вы также можете «перетащить» выходящую леску, когда рыба тянет за леску, чтобы лучше контролировать ее.
1. Зачем нужно регулировать сопротивление?
Если сопротивление не отрегулировано должным образом, вы рискуете потерять рыбу. Если он недостаточно тугой, вы рискуете, что рыба схватит слишком много лески, потянув за нее, что увеличивает риск ее отцепления.Напротив, если сопротивление слишком сильное, вся сила рыбы будет передана на удилище и леску, увеличивая риск поломки.
2. Регулировка сопротивления в 2 этапа
Регулировки выполняются с помощью ручки перетаскивания на передней или задней стороне в зависимости от модели катушки.
Шаг 1 : держите катушку (перетаскивание отпущено) в одной руке, а леску - в другой.
Шаг 2 : постепенно затягивайте ручку тяги до тех пор, пока натяжение лески не станет достаточным для удержания рыбы.Настройку следует отрегулировать в соответствии с размером и энергией вылавливаемой рыбы.
Теперь ваша катушка настроена. Если во время рыбалки рыба слишком легко отпускает леску, повторно затяните ручку затяжки на несколько зубцов.
# Caperlan Tip
Отпустите катушку, прежде чем убирать ее на хранение, чтобы защитить диски.
УЗНАЙТЕ НАШ АССОРТИМЕНТ РЫБОЛОВНЫХ АКСЕССУАРОВ
.Как установить фрикционы Fly Reel
Есть вопросы, на которые вы хотите получить ответ? Отправьте его нам по адресу [электронная почта защищена].
Отметить стороны фото
Вопрос: Как правильно регулировать сопротивление катушки? И как убедиться, что он установлен правильно, прежде чем ловить рыбу?
Сильвия П., по электронной почте
Ответ: Роль, которую сопротивление вашей катушки играет в любой рыболовной ситуации, сильно различается: вам совсем не нужно перетаскивание для многих форелевых водоемов, и вы не можете жить без него при ловле крупных морских видов.По моему опыту, большинство рыболовов устанавливают слишком малую тягу, потому что боятся сломать рыбу, если она окажется слишком тяжелой. К сожалению, установка легкого сопротивления часто приводит к более длительным схваткам, излишне истощающим рыбу. С другой стороны, можно установить слишком большое сопротивление, чтобы катушка не начинала плавно вращаться, когда рыба делает свой первый и обычно самый горячий ход.
Карл Макнил, режиссер и инструктор по кастингу из Новой Зеландии:
Когда вы все это доводите до конца, сопротивление должно помочь защитить ваш палантин и при этом контролировать рыбу.Для мелкой форели это обычно второстепенное значение, но для тарпона, тунца или гигантского тревалли оно прямо здесь в чертовски крупном масштабе.
Никогда не думал, что вы на самом деле «сражаетесь» с форелью; это больше похоже на то, как вы вынуждаете . Я устанавливаю свои форелевые катушки на очень низкое давление сопротивления, немного большее, чтобы предотвратить перебег, и при необходимости прикладываю дополнительное давление к катушке. Нажатие на катушку, безусловно, самый эффективный способ применить тормозное давление, поскольку оно позволяет мгновенно изменять давление в бесконечном количестве, и, что наиболее важно, вы можете сбросить давление за наносекунду - то, что вы не сможете сделать, если вам нужно поменять местами руками или т
.Что такое Drag on the Fly Reel
Покойная, великая легенда рыбной ловли нахлыстом, Левти Крех, придумал хитрый метод понимания сопротивления катушки и того, как его настроить. ты больше не можешь тянуть, и леска выскользнет из твоего рта. Хотя вам захочется запомнить этот простой трюк каждый раз, когда вы застрянете на том, где установить сопротивление на вашей катушке для мух, читайте дальше, чтобы узнать, как работает перетаскивание мушки, различные типы используемых систем перетаскивания, и все, что вам может понадобиться знать о тормозах катушки.
Что такое Drag on the Fly Reel?
Термин «сопротивление» относится к тормозным системам, используемым на нахлыстовых катушках для замедления вращения катушки с целью контроля и оказания давления на рыбу на леске. Думайте о тормозной катушке, как о тормозах автомобиля; это то, что дает вам останавливающую силу, в нашем случае - способность улавливать рыбу.
Тормозная система на нахлыстовой катушке также выполняет двойную функцию, предотвращая люфт, предотвращая выбегание катушки при зачистке лески.Эту функцию не следует упускать из виду, поскольку работа по распутыванию крысиных гнезд отнимает у вас драгоценное время на рыбалку.
Какие существуют системы перетаскивания на катушках для нахлыстовой рыбалки?
В катушках для ловли нахлыстом используются две разные системы сопротивления: диск и защелка.
Я расскажу о технических различиях между обеими системами ниже, но сначала я хотел бы немного поговорить о том, почему вы можете выбрать катушку для перетаскивания с диском, а не с защелкой и наоборот.
КатушкиDisc Drag Fly на сегодняшний день являются наиболее популярными тормозными системами, используемыми в современных катушках. Отправляйтесь в ближайший к вам магазин мушек или магазин спортивных товаров, и, скорее всего, 90 процентов показанных мушек имеют дисковые тормозные механизмы, и, возможно, только одна или две модели оснащены тормозными механизмами с защелкой и защелкой.
Но почему это?
Есть три разумных ответа:
- Дисковые катушки отводят рыбу больше, чем катушки с защелкивающимся механизмом.
- Диск плавно запускается, чтобы защитить легкие опрокидывания и поддерживать постоянное давление на протяжении всего боя.
- Дисковые тормозные механизмы предлагают широкий диапазон регулировок, чтобы помочь вам соответствовать текущим условиям.
Вдобавок к этим веским причинам многие катушки для дисковой нахлыстовой рыбалки созданы для работы в самых суровых условиях, что делает их идеальными для морской ловли нахлыстом. Благодаря герметизации тормозных систем в раме катушки песок, грязь и агрессивная соленая вода не попадают в наиболее важные, но уязвимые компоненты катушки.
Так что же плохого в барабанах с защелкой?
Ну, с ними все в порядке.Просто они по сути являются устаревшей технологией, и многие из их самых больших проблем были решены с появлением катушек с дисковыми тормозами.
Но, несмотря на проблемы, связанные с катушками с защелкой (подробнее о них позже), многие рыболовы, особенно увлеченные историей, традициями и романтикой нахлыстовой рыбалки, оставляют катушки с защелкой как ценные предметы в своих коллекции. В этом живом зззззззззззинге есть что-то особенное! старого щелчка-собачки, когда большая радужная форель разрывает леску, как демон.
Что такое дисковое перетаскивание на катушке для ловли нахлыстом?
Дисковый тормоз - это тип тормозной системы, в которой используются сжатые шайбы из различных материалов для создания трения о катушку с целью приложения натяжения лески.
дисковая тормозная катушкаВот как это выглядит на практике:
Вы ловите рыбу, рыба бежит. Как только рыба начинает стягивать леску с катушки, давление тормозных шайб на катушку обеспечивает необходимое сопротивление для борьбы с рыбой.
Это основы того, как работает тормозной диск на маховой катушке. Довольно просто, правда?
Что ж, это только начало. В более широкой категории дисковых тормозных катушек есть два варианта конструкции, которые стоит знать: тяговые тяги для дисков и герметичные катушки для дисков барабана.
Дисковые тяги дышла являются наиболее широко используемыми во всех направлениях, их можно найти в нахлыстовых катушках любого уровня качества и цены. Конструкция дышла работает более или менее так, как я описал выше: два или более круглых диска, большинство из которых имеют диаметр от 1 1/2 до 2 1/2 дюймов, прижимаются друг к другу к металлу катушки катушки, создавая давление сопротивления. .
В большинстве тормозных дисков с дышлом используется по крайней мере одна шайба, сделанная из пробки, натурального материала с несколькими характеристиками, которые делают его идеальным для использования в тормозных механизмах для рыболовных катушек, наиболее выдающимся из которых является чрезвычайно плавный запуск. В отличие от многих искусственных пластиков и полимеров, используемых в дисковых тормозных шайбах, пробковые шайбы сжимаются и отскакивают очень постепенно, что как бы облегчает полное сцепление.
При натяжении лески пробковые шайбы сначала полностью сжимаются, а затем постепенно возвращаются к своему полному размеру.Вместо резкого толчка при включении сопротивления вы получаете плавный подъем, который может быть ключом к защите вашего палуба и высадке этой рыбы на всю жизнь.
Пробковые шайбы, используемые в тормозных катушках с тяговым дышлом, также очень хорошо отводят тепло, что полезно при ловле сильной рыбы, способной вести дальний бег. Однако одним из основных аргументов против , использующего пробку, является то, что для правильного функционирования ее необходимо смазывать.
Для смазки пробковых шайб требуется доступ к указанным шайбам, что исключает возможность их размещения в полностью герметичном кожухе.Поскольку тормозные механизмы дисков дышла в большинстве своем не герметичны, проблема попадания воды или мусора в тормозные механизмы является серьезной проблемой.
Таким образом, хотя многие рыболовы в морской воде полагаются на плавную останавливающую силу пробки, чтобы бороться с большой рыбой в океане, знайте, что вы не можете окунуть тягу дышла в соль без тщательной очистки дома.
Другими наиболее распространенными разновидностями дисковых тормозных систем, используемых в нахлыстовых катушках, являются герметичные барабанные тормозные устройства. Поместив дисковый тормозной механизм внутри полностью герметичного корпуса, встроенного в раму катушки, эти катушки решают проблемы, связанные с открытыми буксирующими стержнями, о которых я только что говорил, что делает катушки с герметизированными дисковыми тормозными дисками идеальным выбором для рыболовов в морской воде и всем, кто регулярно ловит рыбу в илистых, песчаных или других песчаных условиях.
Помимо герметичных корпусов, некоторые из которых полностью герметичны и непроницаемы, в то время как в других используются резиновые прокладки для защиты шайб, герметичные тормозные диски барабанного барабана действуют так же, как и тормозные системы дисков дышла, тормозные шайбы создают сопротивление катушке. Поскольку доступ к герметичным заглушкам обычно невозможен, вместо пробки используются синтетические материалы, такие как нейлон, тефлон, делрин и другие пластмассы и полимеры, поскольку они не требуют обслуживания.
Вы можете обнаружить, что нижние герметизированные дисковые маховые катушки не обладают такой же тормозной способностью, как аналогичные конструкции дышла.Как правило, это результат использования тормозных шайб меньшего размера, что является просто вопросом эффективности конструкции и минимизации общего веса и объема катушки. Чем больше шайбы, чем больше корпус, тем больше и тяжелее катушка. Тем не менее, с таким значительным увеличением долговечности и надежной работы, независимо от неблагоприятных условий, небольшое снижение тормозной способности легко не заметить.
Что такое щелчок и перетаскивание собачки на катушке для ловли нахлыстом?
щелчок и перетаскивание собачкойТакже называемые пружинно-защелкивающимися катушками с защелкой и защелкой, в которых используется самая простая версия имеющихся тормозных систем.Вот как они работают:
- Зубчатая передача прикреплена к катушке катушки.
- Подпружиненная «собачка», представляющая собой не более чем небольшой треугольный кусок металла, упирается в зубья шестерни.
- Когда катушка вращается, либо из-за зачистки лески вручную, либо из-за натяжения рыбы, собачка отскакивает от зубцов катушки, создавая повторяющийся звук щелчка, который и дал название механизму перетаскивания.
Действие собачки, отскакивающей от зубьев шестерни, является основным средством давления сопротивления, создаваемым катушкой с защелкой и защелкой.В то время как многие катушки с защелкой и защелкой имеют ручки натяжения для изменения силы давления сопротивления, диапазон регулировки на большинстве из них чрезвычайно ограничен. При ловле карьера размером с пинту, который можно раздеть вручную, например, форель или панфиш, возможности перетаскивания катушки с щелчком и защелкой могут никогда не найти никакого применения, кроме предотвращения перебега катушки.
Но что происходит, когда вы подключаете рыбу, которую можно снять с вашей катушки?
Честно говоря, катушки с щелчком и защелкой действительно обладают некоторой способностью удерживать рыбу, но не очень.Однако, чтобы преодолеть это, рыболовы, использующие катушки с защелкой и защелкой, вручную регулируют давление перетаскивания, буквально вручную замедляя вращение катушки. Это известно как «пальминг» и требует много практики и больше, чем немного тонкости, чтобы добиться успеха.
Так стоит ли покупать катушку с защелкой?
Честно говоря, если мне придется вас уговорить, ответ, вероятно, будет отрицательным. Вы найдете сопоставимые катушки с дисковым тормозом, которые менее дороги и обладают большей мощностью улавливания рыбы, большей универсальностью и большей простотой использования.
С другой стороны, если вам нравятся классные, старые вещи, хватит ли? Сделайте себе одолжение и перейдите на https://www.vintageflytackle.com/collections/hardy-reels, чтобы проверить несколько красивых старых катушек Hardy, одни из самых знаковых существующих катушек с щелчком и защелкой!
Как установить сопротивление на катушке для нахлыста?
На дисковых катушках с тормозом регулировать сопротивление так же просто, как вращать ручку смещения, расположенную на лицевой стороне катушки. Вращение по часовой стрелке увеличивает сопротивление, увеличивая давление; вращение против часовой стрелки ослабляет сопротивление, уменьшая давление.
Вот как вы регулируете сопротивление. Но найти подходящую настройку перетаскивания для конкретной ситуации на рыбалке - это совсем другая история, и на нее нет однозначного ответа. Это баланс, и, как и все остальное в нахлыстовой рыбалке, все зависит от обстоятельств.
Практикуясь и получая опыт на воде, вы разовьете своего рода шестое чувство, когда дело доходит до настройки сопротивления для борьбы с любой рыбой, на которую попадаете. Но до тех пор вот некоторые факторы, которые следует учитывать, и руководящие принципы, которым следует следовать при настройке сопротивления на вашей катушке:
Используйте максимально возможное усилие сопротивления, не сломав опору.
Это урок, который многие из нас усвоили на собственном горьком опыте: не надо слишком сильно снижать сопротивление, чтобы ваш палантин закричал: «Поп!» В конце концов, вы узнаете, какое давление перетаскивания вы можете использовать для данного размера палантина, но один из лучших способов почувствовать это - использовать шкалу. Идеально подходят весы для взвешивания рыбы, такие как весы Dr. Meter.
Чтобы настроить сопротивление катушки с помощью шкалы, натяните удочку так, как будто вы собираетесь начать рыбалку. Прикрепите весы к сварной петле на конце вашей лески, затем используйте вспомогательную тягу со шкалой, удерживая удилище и катушку и регулируя сопротивление.Попросите помощника вызвать показания шкалы, чтобы дать вам представление о различных настройках перетаскивания.
Давление на катушку никогда не должно превышать двух третей прочности на разрыв палки.
Легко увлечься мыслью, что чем больше, тем лучше, когда дело касается перетаскивания. Но во многих отношениях ваше сопротивление зависит от самого слабого звена в вашей системе, которым в большинстве случаев является ваш поводок.
По возможности, постарайтесь создать себе защиту от защемления палантина, никогда не увеличивая сопротивление более двух третей прочности на разрыв палочки.Если у вас есть весы, это должно быть легко вычислить. Если у вас нет шкалы, играйте на ощупь, а если сомневаетесь, оставайтесь на более легкой стороне.
Используйте динамический подход к регулировке сопротивления.
Будьте готовы внести несколько поправок в перетаскивание, пока активно сражаетесь с рыбой. Безусловно, потребуется практика, чтобы развить координацию, необходимую для регулировки сопротивления на лету, но если вы сможете адаптироваться к тому, что делает рыба, больше рыбы найдет путь к вашей сети.
Это все, что я могу раскрыть в тексте о тайнах и нюансах того, как установить сопротивление на катушке. Теперь вам нужно пойти и проверить эти советы и методы на живых мишенях.
Что такое катушка для ловли рыбы нахлыстом?
Но прежде чем я закончу, я хотел бы коснуться катушек с центральными штифтами, особого стиля катушки, которая выглядит как катушка для мух, но из-за ее конструкции и предполагаемого использования это вообще не катушка для мух.
Да, катушки с центральным стержнем выглядят как катушки для мух, но вот несколько причин, по которым они находятся в особом классе:
- Катушки Centerpin используются с тонкой леской из моноволокна; не летать по линии.
- Катушки Centerpin больше похожи на вращающуюся катушку или приманку, в зависимости от веса терминала для доставки предложения.
- Катушки Centerpin используются в основном для поплавковой ловли, т.е. е. наживку, джигу или другие приманки под поплавком для таких видов рыб, как стальная голова, лосось и форель.
- Катушки Centerpin используются для ловли на длинные удилища в диапазоне от 12 до 15 футов, что дает рыболовам лучший контроль лески на больших расстояниях.
А вот и самое интересное. . .
- Катушки Centerpin не имеют сопротивления. Благодаря свободно вращающимся катушкам рыболовы могут добиться чрезвычайно длинных дрейфов без сопротивления, поскольку леска может быть снята с катушки за счет силы течения с минимальным сопротивлением. Чтобы поймать рыбу на катушке с центральным стержнем, рыболовам ничего не остаётся, кроме как зажать катушку ладонью. А без перетаскивания, чтобы предотвратить выход за пределы лески, забросить катушку со шпилькой без создания эпического крысиного гнезда - само по себе подвиг.
Итак, катушки с центральным штифтом - это эффективный рыболовный инструмент, но технически это не катушки для ловли нахлыстом.
Вау! Кто знал, что такое «торможение на лету» может быть настолько вовлечено?
Несмотря на то, что есть еще много интересных вопросов, связанных с конкретными материалами и конструкциями, используемыми в тормозных катушках, и преимуществами в производительности, которые они предлагают, я надеюсь, что информация, которую я рассказал сегодня, приблизила вас на шаг ближе к мастерству перетаскивания катушек. И помните: если вы когда-нибудь забудете, как настроить сопротивление на вашей катушке для мух, засуньте эту леску в рот, потяните ее, затяните сопротивление, и когда леска соскользнет, вы готовы к ловле рыбы.Спасибо за подсказку, Левша!
Статьи по теме, а также некоторые способы поймать рыбу внутри
Узнайте о ловле рыбы в этой статье. Как ловить рыбу на Bluegills, плюс секрет.
Узнайте из этой статьи о СОЛНЦЕЗАЩИТНЫХ ОЧКАХ, которые лучше всего подходят для ловли рыбы нахлыстом. Лучшие солнцезащитные очки для рыбалки нахлыстом
Найдите отличное место для ловли рыбы на удочку в Мичигане с этой статьей. Лучшие места для ловли рыбы в Мичигане
.